Мой первый фильм. Звук
Немаловажную роль в фильме играет звук. Постоянно следите, работает ли встроенный микрофон (”пушка”), -именно он должен записывать “синхронные шумы”, звуки, которые создают атмосферу реальности происходящих событий. Новички иногда пытаются
использовать “пушку” в качестве основного микрофона. Но для записи звука хорошего качества необходимо использовать выносной микрофон, желательно с узкой диаграммой направленности, чтобы не “впитывались” посторонние звуки со всех направлений. Разместить его следует как можно ближе к источнику звука (например, возле лица), при увеличении расстояния между микрофоном и источником уровень шумов возрастает. Если герой не сидит в студии за столом, где на подставке установлен микрофон, а в любой момент может изменить свое местоположение, то предпочтительным будет устройство “удочка” (оно напоминает рыболовную телескопическую удочку, только на ее конце закреплен микрофон). “Удочку” размещают либо над головой героя “за кадром”, т. е. выше верхней границы кадра, либо под нижней границей кадра. Следующий по результату вариант - использование микрофона-”петлички”, который имеет круговую диаграмму направленности и крепится на одежде при помощи зажима - “крокодильчика”. Качество записи звука во время съемок нужно контролировать по индикаторам и через наушники.
Не записываете голос вашего героя рядом с работающим компрессором или на обочине шумной автострады.
Мысленно ограничьте пространство рамками кадра, и если такая умозрительная композиция вас устраивает, можете в этом месте устанавливать штатив с камерой и начинать съемку.
Звукоряд можно разделить на четыре типа: шумы, голос человека (речь), музыка и… пауза. Умелое использование всей палитры звуков придаст фильму еще большую глубину и объем. Многое зависит от вашего вкуса и чувства меры. Если на протяжении всего фильма говорить в кадре либо за кадром или от начала проложить музыку, это эмоционально обеднит фильм, придаст ему монотонность и однообразие.
При работе со звуком следует соблюдать определенные правила. Когда идет рассказ о новом месте, событии (информационная часть), предпочтительно оставить синхронные шумы, записанные вместе с видеоизображением, создав таким образом эффект присутствия для зрителя. Чтобы передать настроение, общие процессы, драматизировать сцену, используют музыку или шумомузыку. Музыка должна начинаться чуть раньше изображения, предваряя его. Наложение музыки на речь человека в кадре нежелательно, мелодия отвлекает внимание от слов говорящего. Использовать песни с синхронным или закадровым текстом совсем плохо: получается каша из слов и музыки. При сочетании музыки и текста первая должна создавать фоновое настроение и не мешать восприятию текста. Переходить от одного кадра к другому всегда нужно в соответствии с ритмом музыки, а не вопреки ему. Если музыка и изображение идут с разным ритмом (в разном темпе), это вызывает у зрителя раздражение. Микшировать музыку можно только в конце музыкальной фразы, но ни в коем случая не в середине, это производит крайне неприятное впечатление. Из этого правила возможны два исключения: музыка может затихать (микшироваться) постепенно и мягко (не менее пяти секунд) под диалог или какой-то иной звук или заглушаться каким-либо более громким и мощным звуком. На практике используют еще один прием: от конца музыкального произведения отмеряют фрагмент необходимой длительности и вводят его микшером в нужное место.
Помните: даже самые совершенные формы показа не могут заменить главного - содержания. Высочайшего профессионализма операторы и монтажеры достигают тогда, когда зритель не замечает их работы. И так же как орфографические ошибки сильно повредят даже самому гениальному литературному произведению, плохая работа камер и безграмотный монтаж испортят впечатление от хорошо срежиссированного и талантливо сыгранного фильма. Но для того, чтобы развивать свое мастерство дальше, полученные знания нужно постоянно использовать на практике