Итак, допустим, вы справились с написанием литературного сценария, но, чтобы перенести его на видеопленку, нужно проделать еще одну работу - подготовить режиссерский, или, как говорят профессионалы, постановочный сценарий.
На больших студиях в написании постановочного сценария принимают участие ведущие сотрудники творческого коллектива - это сценарист, режиссер, оператор, художник и директор фильма. Но основная роль в его подготовке принадлежит режиссеру. Именно его вклад самый значительный.
Режиссерский сценарий - общепринятая форма подготовки к съемкам сложных фильмов. В нем фиксируются авторская трактовка материала и все технические и художественные средства создания картины. Постановочный сценарий пишется не для того, чтобы снова рассказать какую-то историю или изложить сюжет применительно к возможностям кинематографа. Это прежде всего разработка подробного плана, на основе которого творческая группа, руководимая режиссером, может реализовать авторский замысел на экране. Он позволяет распределить работу между всеми участниками съемочной группы, а также приглашенными специалистами.
Прежде всего режиссер отмечает все эпизоды, съемки которых должны быть проведены в одном месте, на определенном объекте, на натуре. Компонует их вместе. Соблюдение этого правила в организации съемочного процесса очень важно, оно помогает сохранить единство атмосферы фильма и дает гарантии, что ничто не будет упущено и забыто. Таким образом, независимо от последовательности тех или иных эпизодов в фильме они группируются вместе. Наконец, упрощаются работа над календарно-постановочным планом и составление сметы.
Можно привести множество различных схем записи режиссерских планов. Вот одна из них:
№ кадра План Метраж (время) Содержание кадра Техника Музыка Примечания или дикторский текст
Суть схемы не столько в том, как она построена, а что именно в ней записано. В идеальном режиссерском сценарии описана изобразительная часть фильма план за планом и дана вся творческая и техническая информация. Начинающим авторам полезно познакомиться с наиболее распространенными терминами и их значением.
Натура (нат.) - любая съемка под открытым небом.
Павильон (пав.) - любая съемка в помещении.
Общий план (ОП) - общий вид места действия.
Средний план (СП) - часть объекта, как правило, человек, снятый по пояс.
Крупный план (КП) - объект, снятый с близкого расстояния. Например, лицо человека или предмет (ваза, очки на столе).
Панорамирование (ПНР) - поворот съемочной камеры по горизонтали или вертикали.
Наплыв - смена одного изображения последующим.
Затемнение (ЗТМ) - постепенное угасание изображения до полной темноты на экране. Вытеснение одного изображения другим.
Наезд или отъезд камеры, дающий более крупный план при наезде и более общий при отъезде, предполагает наличие тележки, на которой устанавливается камера.
Объектив с переменным фокусным расстоянием (ЗУМ) - система, позволяющая осуществить съемку с разным масштабом из одной точки.
Стоит обратить внимание на обозначения, связанные с наличием звука в фильме.
Синхронный звук (С/Х) - запись звука одновременно со съемкой изображения.
Фоновая музыка (ФМ) - музыка, звучащая за кадром.
Разработка режиссерского сценария - творческий и трудоемкий процесс. В условиях большого кино профессионализм постановщика проявляется в тщательной подготовке режиссерского сценария, ибо отход от него может стать чрезвычайным происшествием.
Напомним также, что качество фильма зависит исключительно от того, как сотрудники съемочной группы поняли литературный сценарий, что увидели в нем, какие возможности раскрытия действительности нашли, и главное - что нового хотят сказать создатели ленты.
Видеолюбители находятся в более выгодном положении: изменившиеся условия съемки или новые материалы позволяют им достаточно свободно вносить в режиссерский сценарий соответствующие изменения или уточнения.
Вот несколько практических советов начинающим авторам. В графе «Содержание кадра» ясно и лаконично языком документа опишите то, что собираетесь снимать. Разумеется, сохраните при этом мысль литературного сценария.
Научитесь определять хронометраж съемки. Исходить следует из разумного расчета - сколько необходимо времени, чтобы рассмотреть объект или понять событие, прочесть надпись. Иногда придется проигрывать с секундомером в руках отдельные эпизоды.
Полезно вкладывать между листами режиссерского сценария чистые страницы для дополнений, заметок, новых соображений. На них можно описывать условия съемок, а также делать наброски для будущего монтажа.
Наконец, режиссерский сценарий еще более, чем литературный, требует обсуждения со всем творческим и техническим коллективом съемочной группы. Ошибки, допущенные в этом рабочем документе, бывает очень трудно, а зачастую невозможно устранить. На съемках собственные просчеты можно и не заметить, а при монтаже просто не хватит материала.
Подробно разработанный режиссерский сценарий поможет съемочному коллективу организовать планомерную съемку фильма и предостережет его от идейных и художественных просчетов. Грамотный режиссерский сценарий послужит залогом успешной работы. Но чтобы создать по нему полноценное произведение, нужно пройти еще ряд подготовительных этапов.
А.Митта