Не бывает ситуации, когда нет новостей, даже если, казалось бы, в вашем городе или поселке за этот день ничего заметного не произошло. Очень часто подбором тем для новостей занимаются «специально обученные люди» - продюсеры. Причем такая картина есть в последнее время не только в федеральных, но и в региональных СМИ.
С одной стороны, очень хорошо, когда каждый занимается своим делом и в редакции четко распределены обязанности.
Надо уметь выполнять задания редакции и каждое такое задание сделать «своим», но при этом не закрывать глаза и уши, не терять вкуса к поиску информации. Ведь это, вместе с умением выделить главное и зажечься - необходимое качество любого журналиста.
К тому же следует помнить, что сегодня вы журналист, а завтра, возможно, именно вам предстоит стать тем самым продюсером, который берет на себя смелость из вороха событий отбирать темы, которые надо снять и дать людям в качестве главных событий дня.
Надеемся, что список источников информации, который мы составили, в чем-то вам поможет. Здорово, если вы вспомните что-то такое, о чем мы не упомянули. Конечно, ситуации в разных студиях и в разных городах различны. И у каждого хорошего репортера есть свои секреты.
1. Интернет
Сейчас даже в российской глубинке в редакциях есть компьютеры и доступ к всемирной информационной Сети. Интернет дает возможность просматривать сообщения информагентств, а также находить любую информацию по той теме, которая нас интересует.
2. Другие средства массовой информации
Очень грамотно использовать в качестве источника информации центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы- конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет. Радио вообще очень оперативно, и к нему надо в полном смысле этого слова прислушиваться. Например, утром вы слышали сообщение, что ваша спортивная команда стала победителем международного соревнования. Срочно ищем архивы, фотографии, берем интервью у тренера, который воспитывал эту команду, и сюжет готов оперативно и качественно. Особое внимание нужно обратить на районные газеты. Среди материалов в таких газетах встречаются настоящие жемчужины, особенно когда речь идет о необычной судьбе и ярких героях. Этот источник информации может здорово помочь при создании особых субботних или воскресных репортажей.
3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб
Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, общественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Каждый день по электронной почте или факсу в редакции телекомпаний поступают пресс- релизы различного содержания: итоги заседания Законодательного собрания области, или выпуск новой детали, или презентация нового проекта. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные моменты от самой информации. Профессионал может найти в таком документе зацепку, которая сильно удивит его авторов.
Например, пресс-релиз автозавода о выпуске нового автомобиля в красках повествует о его новых качествах и рекордных сроках его производства. Где-то в середине сообщения одной строкой указано, что этот автомобиль получил высокую награду на автосалоне пять лет назад. Грамотный журналист может сразу сопоставить «рекордные» сроки и дату открытия автосалона. Так появляется основание для журналистского расследования на тему, почему цепочка от производства пилотного образца, выставленного на автосалоне, до реального производства такая долгая? И какие автомобили на сегодняшних автосалонах считаются модными? Насколько они отличаются от нашего «нового» авто?
4. Календарь памятных дат
Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на чем-то глобальном, а на местных фактах и событиях, важных именно для вашего региона. День рождения Александра Македонского - значительное событие, но если вы поздравите в эфире с днем рождения почетного жителя вашего города - это будет лучше. Интересно напоминать о народных приметах, церковных праздниках, но надо делать это осторожно, без перебора.
5. Возвращение к теме
Почему-то этот источник информации редко используют, а зря. Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капиталом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потребителям? Сколько зарабатывают рабочие? Как считают жители: продаем мы Родину иностранцам, привлекая инвесторов, или нет?
6. Служба 01
Раньше у нас были телефоны различных служб 01, 02, 03. Теперь вся оперативная информация находится в руках МЧС и полиции. Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить людям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих людей, но это уже относится к следующему источнику.
7. Информаторы
Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует затрат, в том числе материальных. Телекомпания НТВ в сое время «раскрутилась» как лучшая информационная компания во многом благодаря хорошей сети собственных информаторов в самых разных сферах. Это совсем необязательно взятки или другие знаки благодарности в виде подарков. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашением нужных людей на свою «тусовку» (обычно это ценится). Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интереса и уважения, а не просто: «Скажи мне все, что знаешь, и радуйся, что это было в эфире». И, конечно, надо строго соблюдать все законы профессиональной этики, так как часто информаторы реально рискуют своим положением, выходя на связь с вами. Это надо уважать и ценить.
8. Звонки в редакцию
Даже если вы не даете телефон редакции в эфире, обязательно найдутся активные люди, которые его раздобудут. Часто звонки бывают назойливыми и малоинтересными: кому-то не дали тепло, кто-то недоволен вашей вчерашней программой, у кого-то течет крыша, у кого-то попросту едет… Но относиться уважительно необходимо к каждому звонку. Активные люди бывают очень полезны. Если вы поговорите вежливо и толково, сумеете объяснить, куда человеку надо обратиться за решением своего вопроса, и так же вежливо попросите звонить в редакцию, если будет интересная свежая информация, - вы получите нового информатора, причем совершенно бескорыстного. Не нужно отбрасывать сразу жалобные звонки по поводу тепла, дорог, мусора и прочее. Иногда выезд на место по такому звонку дает благодатный материал для новостей. В любом случае лучше фиксировать в специальном журнале каждый такой звонок. Потом, когда вы будете готовить спецрепортаж о городских дорогах или о проблемах ЖКХ, этот журнал может вам сильно помочь.
9. Личные наблюдения
По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые рекламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда дают самую свежую информацию о приезде интересных людей, фестивалях и акциях. Так как обычно реклама появляется задолго до события, у вас будет возможность подготовиться, а может быть, и раскрутить это событие в эфире.
Иногда наблюдения дают неожиданную информацию. Например, в один прекрасный день площадь в центре города оказывается закрытой для проезда. На щитах указаны новые маршруты трамваев и автобусов. В чем дело? Как журналист вы просто обязаны это узнать. Оказывается, принято решение о строительстве на этом месте станции метро, той самой станции, которая вызывала огромное сопротивление общественности.
Таким образом, тайное станет явным, если вы будете наблюдательны.
10. Городские форумы
Конечно, на них будет много лишних сообщений, много придуманных новостей, но все равно такие форумы - реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан.
11. Личные контакты
Настоящий репортер не должен расслабляться ни на минуту. Общаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации. Подруга рассказала вашей жене, что в роддоме, где она работает, родилась тройня. Жена рассказала вам. Теперь главное, чтобы вы были первыми.
Часто бывает, что источники информации существуют внутри вашего близкого круга. Каждый человек где-то работает, что-то интересное вокруг него происходит, и очень часто люди просто не догадываются, что это интересное надо сделать фактом общественного достояния. Разумеется, ваше служебное рвение не должно выходить за рамки и всегда надо обсудить возможность съемок с тем человеком, от которого получена информация.
12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты
Хорошо бы иметь там своих информаторов, но в любом случае полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках информации об интересных гостях города. Многие приезжают специально инкогнито, а это для нас самое интересное.
13. Проверка слухов
Это замечательная рубрика для регионального телевидения. Одна из задач журналиста - разведать, правда ли то, о чем говорят люди на улице, в автобусах и на кухне. Прекрасный информационный повод - успех гарантирован.
14. Общественные организации
Некоммерческие организации есть в каждом городе, и бывает, что их число переваливает за несколько тысяч. Конечно, многие существуют лишь на бумаге, но и действующих тоже довольно много. Там работают замечательные люди: те, кто возится с больными детьми или инвалидами, защищает семью или помогает молодежи после тюрьмы. Как правило, эти люди не любят журналистов в ответ на безразличие к их деятельности. Попробуйте наладить контакты с некоммерческими организациями, и у вас будет возможность снимать ярких героев.
15. Результаты соцопросов. Статистика
Отличная вещь для редакции - досье с важными результатами социологических исследований и статистикой. Досье необходимо, чтобы можно было сравнить, как это было в прошлом году, как пять лет назад (рождаемость в вашем городе, показатели роста и падения экономики, наконец, количество чиновников и размер потребительской корзины). Это всегда интересно. Информационным поводом может стать появление свежих данных. То же самое касается социологии при одном условии: опрос должен быть репрезентабельным и опубликован в серьезном издании, иначе вы можете попасться на удочку социологической подделки или чьего-либо заказа. (
с)