Откуда брать темы? 15 источников

Oct 08, 2014 11:29



Не бывает ситуации, когда нет новостей, даже если, казалось бы, в вашем городе или поселке за этот день ни­чего заметного не произошло. Очень часто подбором тем для новостей зани­маются «специально обученные люди» - продюсеры. Причем такая картина есть в последнее время не только в федеральных, но и в региональных СМИ.

С одной стороны, очень хо­рошо, когда каждый занимается своим делом и в редакции четко рас­пределены обязанности.

Надо уметь выполнять задания редакции и каждое та­кое задание сделать «своим», но при этом не закрывать глаза и уши, не терять вкуса к поиску информации. Ведь это, вместе с уме­нием выделить главное и зажечься - необходимое качество любо­го журналиста.


К тому же следует помнить, что сегодня вы журналист, а завтра, возможно, именно вам предстоит стать тем самым продюсером, кото­рый берет на себя смелость из вороха событий отбирать темы, кото­рые надо снять и дать людям в качестве главных событий дня.

Надеемся, что список источников информации, который мы составили, в чем-то вам поможет. Здорово, если вы вспомните что-то такое, о чем мы не упомянули. Конечно, ситуации в разных студиях и в разных городах различны. И у каждого хорошего репортера есть свои секре­ты.

1. Интернет

Сейчас даже в российской глубинке в редакциях есть компьюте­ры и доступ к всемирной информационной Сети. Интернет дает воз­можность просматривать сообщения информагентств, а также нахо­дить любую информацию по той теме, которая нас интересует.

2. Другие средства массовой информации

Очень грамотно использовать в качестве источника информа­ции центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы- конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет. Радио вообще очень оперативно, и к нему надо в полном смысле этого слова прислушиваться. Например, утром вы слышали сообщение, что ваша спортивная команда стала победите­лем международного соревнования. Срочно ищем архивы, фотогра­фии, берем интервью у тренера, который воспитывал эту команду, и сюжет готов оперативно и качественно. Особое внимание нужно обратить на районные газе­ты. Среди материалов в таких газетах встречаются настоя­щие жемчужины, особенно когда речь идет о необычной судьбе и яр­ких героях. Этот источник информации может здорово помочь при создании особых субботних или воскресных репортажей.

3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб

Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, об­щественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Каждый день по элек­тронной почте или факсу в редакции телекомпаний поступают пресс- релизы различного содержания: итоги заседания Законодательного собрания области, или выпуск новой детали, или презентация нового проекта. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные мо­менты от самой информации. Профессионал может найти в таком до­кументе зацепку, которая сильно удивит его авторов.

Например, пресс-релиз автозавода о выпуске нового автомобиля в красках повествует о его новых качествах и рекордных сроках его производства. Где-то в середине сообщения одной строкой указано, что этот автомобиль получил высокую награду на автосалоне пять лет назад. Грамотный журналист может сразу сопоставить «ре­кордные» сроки и дату открытия автосалона. Так появляется осно­вание для журналистского расследования на тему, почему цепочка от производства пилотного образца, выставленного на автосалоне, до реального производства такая долгая? И какие автомобили на се­годняшних автосалонах считаются модными? Насколько они отли­чаются от нашего «нового» авто?

4. Календарь памятных дат

Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на чем-то глобальном, а на местных фактах и событиях, важных именно для вашего ре­гиона. День рождения Александра Македонского - значительное со­бытие, но если вы поздравите в эфире с днем рождения почетного жителя вашего города - это будет лучше. Интересно напоминать о на­родных приметах, церковных праздниках, но надо делать это осто­рожно, без перебора.

5. Возвращение к теме

Почему-то этот источник информации редко используют, а зря. Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капита­лом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потреби­телям? Сколько зарабатывают рабочие? Как считают жители: прода­ем мы Родину иностранцам, привлекая инвесторов, или нет?

6. Служба 01

Раньше у нас были телефоны различных служб 01, 02, 03. Теперь вся оперативная информация находится в руках МЧС и полиции. Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить лю­дям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих лю­дей, но это уже относится к следующему источнику.

7. Информаторы

Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует за­трат, в том числе материальных. Телекомпания НТВ в сое время «раскру­тилась» как лучшая информационная компания во многом благодаря хо­рошей сети собственных информаторов в самых разных сферах. Это со­всем необязательно взятки или другие знаки благодарности в виде по­дарков. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашени­ем нужных людей на свою «тусовку» (обычно это ценится). Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интере­са и уважения, а не просто: «Скажи мне все, что знаешь, и радуйся, что это было в эфире». И, конечно, надо строго соблюдать все законы про­фессиональной этики, так как часто информаторы реально рискуют сво­им положением, выходя на связь с вами. Это надо уважать и ценить.

8. Звонки в редакцию

Даже если вы не даете телефон редакции в эфире, обязательно най­дутся активные люди, которые его раздобудут. Часто звонки бывают назойливыми и малоинтересными: кому-то не дали тепло, кто-то недоволен вашей вчерашней программой, у кого-то течет крыша, у кого-то попросту едет… Но относиться уважительно необходимо к каждому звонку. Активные люди быва­ют очень полезны. Если вы поговорите вежливо и толково, сумеете объ­яснить, куда человеку надо обратиться за решением своего вопроса, и так же вежливо попросите звонить в редакцию, если будет интересная свежая информация, - вы получите нового информатора, причем совер­шенно бескорыстного. Не нужно отбрасывать сразу жалобные звонки по поводу тепла, дорог, мусора и прочее. Иногда выезд на место по такому звонку дает благодатный материал для новостей. В любом случае лучше фиксировать в специальном журнале каждый такой зво­нок. Потом, когда вы будете готовить спецрепортаж о городских доро­гах или о проблемах ЖКХ, этот журнал может вам сильно помочь.

9. Личные наблюдения

По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые ре­кламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда дают самую свежую информацию о приезде интересных людей, фестива­лях и акциях. Так как обычно реклама появляется задолго до события, у вас будет возможность подготовиться, а может быть, и раскрутить это событие в эфире.

Иногда наблюдения дают неожиданную информацию. Например, в один прекрасный день площадь в центре города оказывается закры­той для проезда. На щитах указаны новые маршруты трамваев и ав­тобусов. В чем дело? Как журналист вы просто обязаны это узнать. Оказывается, принято решение о строительстве на этом месте стан­ции метро, той самой станции, которая вызывала огромное сопротив­ление общественности.

Таким образом, тайное станет явным, если вы будете наблюда­тельны.

10. Городские форумы

Конечно, на них будет много лишних сообщений, много приду­манных новостей, но все равно такие форумы - реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан.

11. Личные контакты

Настоящий репортер не должен расслабляться ни на минуту. Об­щаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации. Подруга рассказала вашей жене, что в роддоме, где она работает, родилась тройня. Жена рассказала вам. Теперь глав­ное, чтобы вы были первыми.

Часто бывает, что источники информации существуют внутри ва­шего близкого круга. Каждый человек где-то работает, что-то инте­ресное вокруг него происходит, и очень часто люди просто не дога­дываются, что это интересное надо сделать фактом общественного достояния. Разумеется, ваше служебное рвение не должно выходить за рамки и всегда надо обсудить возможность съемок с тем человеком, от которого получена информация.

12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты

Хорошо бы иметь там своих информаторов, но в любом случае полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках ин­формации об интересных гостях города. Многие приезжают специ­ально инкогнито, а это для нас самое интересное.

13. Проверка слухов

Это замечательная рубрика для регионального телевидения. Одна из задач журналиста - разведать, правда ли то, о чем говорят люди на улице, в автобусах и на кухне. Прекрасный информацион­ный повод - успех гарантирован.

14. Общественные организации

Некоммерческие организации есть в каждом городе, и бывает, что их число переваливает за несколько тысяч. Конечно, многие существуют лишь на бу­маге, но и действующих тоже довольно много. Там работают замечательные люди: те, кто возится с больными детьми или инвалидами, защища­ет семью или помогает молодежи после тюрьмы. Как правило, эти люди не любят журналистов в ответ на безразличие к их деятельно­сти. Попробуйте наладить контакты с некоммерческими организаци­ями, и у вас будет возможность снимать ярких героев.

15. Результаты соцопросов. Статистика

Отличная вещь для редакции - досье с важными ре­зультатами социологических исследований и статистикой. Досье не­обходимо, чтобы можно было сравнить, как это было в прошлом году, как пять лет назад (рождаемость в вашем городе, показатели роста и падения экономики, наконец, количество чиновников и размер потре­бительской корзины). Это всегда интересно. Информационным пово­дом может стать появление свежих данных. То же самое касается со­циологии при одном условии: опрос должен быть репрезентабельным и опубликован в серьезном издании, иначе вы можете попасться на удочку социологической подделки или чьего-либо заказа. (с)

новости, обучение

Previous post Next post
Up