Тот, кто думает, что он важнее других, должен отправиться на кладбище. Там он увидит, что жизнь - ничего более, чем пригоршня праха. Пределы контроля.
Кинобезупречность. Вчера с удовольствием посетил кинотеатр и с большим удовольствием посмотрел новый фильм Джармуша. В нём хорошо всё, как всегда у Джармуша, впрочем. И кстати сейчас, когда начал писать вспомнил забавный факт, ни один фильм Джармуша я не смотрел на русском языке, за исключением отрывка из Мертвеца, который случайно увидел по телевизору. Всегда как то складывалось так, что я или в кино попадал на англоязычный сеанс, или как однажды, что было так же забавно, русская дорожка на диске не запускалась. Так и с Любовниками, сеанс в кинотеатре был на языке оригинале. Я правда больше люблю дубляж, но вот с Джармушем исключение. Джим выпустил свой новый фильм после довольно длительного периода, до этого он и так не слишком часто снимал, а тут и вовсе умолк на пять лет. Пять лет после довольно своеобразных Пределов, которые мне запомнились в основном преувеличенной и лаконичной эстетикой картинки, отрешенными диалогами и внезапно появляющейся голой бабой.
У Джармуша ровно такое же видение вампиров как и у меня. На 100%. В современной трактовке, сценаристы по какой то неведомой мне причине, предполагают, что существо прожившее пару сотен, а то и больше лет, будет обладать весьма примитивными интересами. Совершенно не учитывая огромного опыта, который подобное существо должно набрать. Но интересно в Любовниках не это. Дело в том, что Джармуш, со своим преувеличенно эстетическим и логичным подходом к одному из определяющих и ключевых сегодняшних мифов, полностью ломает его мифологическую основу, возможно на десятилетия опережает ход развития человеческой культуры, поскольку перешагнуть актуальную мифологию, находящемуся в ней человеку очень сложно.
Миф о Вампире, один из основных на сегодня, феномен этого мифа, как и любых других легенд созданных человеком, на самом деле не такой уж и феномен. Вампир - одна из базовых струн человеческой культуры, которая звучит то громче, то тише, но в последние годы, её звучание становится всё сильнее и настойчивее. Человечество, использует миф, что бы запереть в нем свои страхи, соответственно, то, чего человечество в данный момент боится больше всего. Миф, это посаженный под замок общественный психоз. Что такое вампир? Для отдельного человека, вампир это ночной кошмар, существо сильное там, где человек слаб и слабое там, где он силен, но недосягаемое в часы свое слабости, в то время как во время своей силы оно невозбранно охотится за человеком. Для общества, это массовый психоз, заключающийся в воплощении в проецировании в образ вампира страха перед властью.
Вампир это власть. Правительство, президенты, министры, парламентарии. Это образ страха перед перед обладателями власти, перед теми кто может распоряжаться жизнью обывателей. И кто может обратить человека в свои ряды, что страшно и притягательно одновременно. Это страх границы расслоения общества на тех у кого есть власть и у кого её нет. И страх перед самой властью, до сих пор представляющейся человеку чем то мистическим. Это страх перед тем кто будет жить вечно в истории человечества, в то время как память о человеке рассыпется в прах. Это страх перед теми, кто живет плодами трудов обычных людей, кто в переносном смысле пьёт их кровь. Это страх перед тем, кто уже живет за границей обыденной жизни. Это страх перед тем, кто способен распоряжаться твоей жизнью.
И общество не готово к джармушевской интерпретации этого мифа. Покуда страх разделяет эти миры.
По поводу нового фильма Джима Джармуша не отписался только ленивый или тот, кто, как я, на бронепоезде. Не буду пересказывать сюжет этой вампирской истории в надежде на то, что вы ее уже посмотрели. Божественно-андрогинная Тильда Суинтон и тоже неплохой Том Хидлстон (хоть я и не вхожу в его целевую аудиторию) прекрасны в образах древних существ. Усталость стареющей цивилизации, когда даже кровожадные вампиры, почти уже утратив свою агрессивность, предаются эстетическим наслаждениям. Теплый, винтажный видеоряд и тягучий саундтрек - все, как и обещали, великолепно. Но как-то гложет меня червячок сомнений по поводу увиденного. Боюсь, что впадаю в еще больший снобизм, чем тот, в котором пребывают герои картины, но для меня сомнительны образы виниловой пластинки и винтажных электрогитар как символов древности, потому что существам вроде Адама и Евы рок и инструментарий 60-х должны казаться неприличным новоделом. Пристрастие к лютням, старинным манускриптам и, скажем, Джезуальдо, Палестрине, к Франческо да Милано, на худой конец, были бы для меня более убедительны.
Многочисленная критика обещала какие-то невероятные эстетические аллюзии и отсылки, но у меня впечатление, что большинство имен великих соответствуют уровню энциклопедии по мировой культуре для чайников. В общем, не советовала бы искать в фильме какой-то особой философской и эстетической глубины, там все лежит на поверхности - и это прекрасно, потому что не надо ничего усложнять! Просто отдайтесь удовольствию от увиденного.
И еще. Меня не покидало впечатление, что я смотрю комедию. Оно еще более усилилось при появлении сестры Евы, Авы (Миа Васиковска). Эта мило-отвязная девица взорвала эстетствуэщий мир своих снобов-родственничков которые ее даже к холодильнику не пускали. Так что пришлось им вспомнить про свою вовсе не вегетарианскую сущность.
[РЕЙТИНГИ]Poll РЕЙТИНГ РЕЦЕНЗИИ Poll РЕЙТИНГ ФИЛЬМА