Недавно я посмотрел сразу две премьеры пьесы «Макбет»: спектакль на новой сцене Александринского театра и новую киноэкранизацию известной трагедии Шекспира (режиссёр Джастин Курзель).
Постановку пьесы «Макбет» на новой сцене Александринского театра в Петербурге осуществил польский режиссёр Кшиштоф Гарбачевский. Этот «артхаус без антракта» правильно было бы назвать «по мотивам» пьесы. Спектакль, балансирующий на грани драматического искусства и кино, сам режиссер часто называет «театральными инсталляциями». Попытки осовременить пьесу Шекспира можно назвать неудачными. Хотя поднимаются вечные проблемы власти и грехопадения. «Макбет» - это архетипическая история об опасности чрезмерной жажды власти. Это история о трагической и закономерной судьбе тирана, а также о влиянии пророчеств на нашу судьбу, о тирании зла и о воле к власти.
Почему же трагедия «Макбет» и сегодня не теряет своей актуальности и злободневности? Пьеса Шекспира экранизировалась десятки раз. Наиболее известные экранизации: фильм Джорджа Орсана Уэллса 1948 года и фильм Романа Полански 1971 года. Лично мне понравился классический фильм Романа Полански, как наиболее близкий тексту шекспировской трагедии.
Новый фильм «Макбет» режиссёра Джастин Курзель очень красивый, хотя и не во всём аутентичен трагедии Шекспира. В роли Макбета снялся Майкл Фассбендер. Фассбендер актёр хороший, но он больше похож на Гамлета, чем на Макбета. Майкл - добрый, а Макбет - злой. Первоначально на роль леди Макбет пригласили Натали Портман. Но потом её заменила Марион Корийяр. Однако и она не справилась со столь сложной ролью: не сыграла ни сцены сумасшествия, ни сцены самоубийства.
Исторический Макбет (Мак Бетад мак Финдляйх) родился в 1005 году. Королём Шотландии он был с 14 августа 1040 года по 15 августа 1057 года.
Макбет стал королём Шотландии после смерти Дункана I. Король Дункан I в 1039-1040 годы неудачно воевал с англичанами. Погиб 14 августа 1040 года в битве при Ботгогованане. В 1054 году войска Сиварда вторглись в Южную Шотландию и разбили Макбета. Три года спустя Макбет был убит Малкольмом в битве при Лумфанане в Абердине. Преемником Макбета стал его пасынок Лулах.
Жизнь Макбета превратилась в легенду к концу XIV века, когда Джон Форданский и Эндрю Уинтонский написали о нём свои исторические сочинения. Сегодня Макбет наиболее известен как персонаж трагедии Шекспира, которая не вполне соответствует исторической действительности.
Шекспиром я заинтересовался в школе, когда прочитал трагедию «Гамлет». Тогда же с удивлением узнал из хрестоматии по средневековой литературе, что история Гамлета и Макбета не выдумка Уильяма Шекспира. Исторические события и образы, лежащие в основе пьесы «Макбет», были заимствованы Шекспиром из «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда. Но если у Холиншеда короля убивают подосланные слуги, то у Шекспира сам Макбет; если у Холиншеда убийство Банко происходит после пира у Макбета, у Шекспира - до.
Трагедия «Макбет» была создана в 1606 году, спустя три года после смерти королевы Елизаветы и вступления на престол сына казнённой шотландской королевы Марии Стюарт - Иакова I. Английской короне требовалось художественное произведение, основанное на сюжете из шотландской истории, которое было бы политическим жестом - чтобы подчеркнуть историческую дружбу Англии и Шотландии.
В России до 1860 года пьеса «Макбет» была запрещена к постановке. Цензоров царя Николая I смущала сцена цареубийства и гражданская война. В 1995 году трагедию «Макбет» поставили в БДТ им.Товстоногова. Леди Макбет прекрасно сыграла Алиса Фрейндлих. Но потом постановку почему-то закрыли, как и пьесу «Коварство и любовь» Шиллера. Видимо, просматривалось слишком много параллелей с современной действительностью.
Трагедия «Макбет», пожалуй, единственная пьеса Шекспира, где зло превалирует над добром. Поселяясь в душе Макбета, зло разъедает его ум и душу, разрушает его личность. Шекспир показывает анатомию зла: зло предстаёт феноменом, разрушающим природу вещей.
Во времена Шекспира зло считалось чем-то противоречащим естественному порядку вещей и природе человека. Олицетворением зла всегда считался Дьявол. Он восстал против власти Бога и в результате стал олицетворением зла. Именно Дьявол соблазняет людей и ввергает их в грех. Грех есть зло и нарушение божественного миропорядка.
Вначале Макбет не мечтает о королевской власти, но пророчество ведьм («Макбет - грядущий наш король») подталкивает и провоцирует его. Такова сила предсказаний.
Нередко, чтобы ввергнуть нас в беду, Орудья тьмы предсказывают правду Человек не может устоять перед благоприятным предсказанием. Естественно, он хочет быстрого его осуществления. Слава и власть всегда была испытанием для человека.
Благородный по натуре герой сбивается с пути, поверив в колдовское пророчество. Он верит в это пророчество, потому что оно растравляет в нём амбиции и мечту стать королём Шотландии.
Забыв про мудрость, честь и стыд, Он страх, судьбу и смерть презрит, И гибель ждет его, как всех, Кто слишком верит в свой успех.
В душе Макбет сопротивляется, он хочет пожить с доброй совестью честного и преданного воина. Однако леди Макбет убеждает мужа не прислушиваться к голосу совести и склоняет его к преступлению. Леди Макбет просит злых духов лишить её человеческих чувств, а затем уговаривает мужа, подобно ветхозаветной «Еве», преступить божественные заповеди и убить Дункана. Она хочет стать королевой.
Мы не достигли ровно ничего, Когда уныло наше торжество: Милей - погибнуть, чем, других губя, Жить в смутном счастье и терзать себя. Убив Дункана, Макбет уже не может остановиться и призывает силы зла дать ему право убить своего друга Банко.
Я странно говорю; поймешь потом. Все, начатое дурно, крепнет злом. Совершив грех однажды, Макбет становится пленником своего греха. Чтобы добиться власти, он идёт на убийство, а потом совершает другое убийство, чтобы власть удержать. Так Макбет становится тираном и рабом собственной власти.
Подняться высоко не много значит. Но твёрдо устоять на высоте. Чтобы достичь власти Макбет нарушает божественные заповеди и совершает преступление, тем самым он восстаёт против естественного миропорядка и своей природы. Но человек не может абсолютно игнорировать своё естество. Попытки победить природу приводят к тому, что природа побеждает тебя. В результате леди Макбет сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. А Макбет начинает убивать всех, кто попадает под руку.
Кровь проливали в стародавний век, Когда закон не правил общежитьем; Да и поздней убийства совершались, Ужасные для слуха; но тогда Дробили череп, люди умирали, И был конец; теперь они встают С челом, пробитым насмерть двадцать раз, И гонят нас со стульев; это хуже, Чем самое убийство. Властолюбие застилает в сознании Макбета различия между добром и злом. Получив власть, король Макбет постоянно испытывает страх, что он утратит корону.
На своих руках Он чувствует налипшие убийства; Измены мстят ему за вероломство; Ему послушны только по приказу, Не по любви; он чувствует, что власть Болтается на нем, как плащ гиганта На низкорослом воре. По одной трактовке, всё, что совершил Макбет, не воля таинственного и зловещего рока, а воля человека, отрицающего божественные и человеческие законы. По другой трактовке, человек не властен над своей судьбой.
Тема Рока обыгрывалась многократно ещё в античных трагедиях. Достаточно вспомнить «Царь Эдип». Да, у героя есть выбор, но итог его предрешён. Что бы человек ни делал, Судьба неумолима.
Властолюбие приводит Макбета к грехопадению подобно падшему ангелу, восставшему против власти Бога.
Честолюбие и жажда власти доводят Макбета до злодеяния, а в результате до саморазрушения. Он пример того, как власть даже достойного и честного человека развращает; а абсолютная власть развращает абсолютно.
Когда конец кончал бы всё, - как просто! Всё кончить сразу! Если бы убийство Могло свершиться и отсечь при этом Последствия, так чтоб одним ударом Все завершалось и кончалось здесь, Вот здесь, на этой отмели времен, - Мы не смутились бы грядущей жизнью. Но суд вершится здесь же. Мы даём Кровавые уроки, - им внимают И губят научивших. Правосудье Подносит нам же чашу с нашим ядом. Главный лейтмотив шекспировской пьесы “Fair is foul, and foul is fair”, который может трактоваться как “Good is Bad, and Bad is Good”. «Добро есть Зло, и Зло есть Добро», - вещают три колдуньи.
Гениальность Шекспира (или того, кто себя так называл) в том, что он усмотрел неизменное и закономерное в человеческой природе, в том числе и волю к власти.
Некоторые полагают, что властолюбие есть зло, и зло - это власть, поскольку она требует безусловного подчинения и покорности.
Предполагается, что стоящий на вершине власти человек во всех отношениях хороший. А если нет? Выходит, всё зависит от того, кто находится на вершине власти.
Не ограниченная ничем власть неизбежно и закономерно стремится к своей абсолютизации. Пирамида власти превращается в тиранию, если вертикаль власти захватывает не порядочный во всех отношениях человек.
Как заметил ещё 2,5 тысячи лет назад греческий философ Платон, тирания вырастает из народного представительства. Примеров история знает множество: это и Оливер Кромвель, и Наполеон, и Гитлер и др.
Каждый правитель хочет, чтобы его личность ассоциировалась с государством, которое он представляет. Известна фраза «Государство - это я», которую приписывают Людовику XIV. Примерно то же говорил и Наполеон. Монархи некоторых стран до сих пор ассоциируют себя с государством, и понимание патриотизма они навязывают, как любовь к государству и его главе.
Умирающему моему соседу по квартире, я задал вопрос: что не меняется в людях, несмотря на меняющиеся времена. Он ответил: «стремление к власти».
Почему же люди стремятся к власти?
В моём романе-исследовании «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» один из героев говорит: «Знаю, тебе захотелось власти. Для многих она соблазнительна, для слишком многих. Но власть - ревнивая сука, и всегда выбирает только одного - самого достойного. Я оказался не настолько коварен и кровожаден, чтобы обладать этой продажной тварью».
Некоторые считают, что власть - это поход против инстинкта самосохранения, это всегда трагедия и это всегда риск. Во власти происходит деформация личности. Черчилль сравнивал власть с наркотиком. Говорят о химии власти, о физике власти, и даже о метафизике власти.
Один из властителей России обер-прокурор Синода К.Победоносцев был убеждён, что в человеке нет ничего божественного, миром правит ЗЛО и остановить ЗЛО невозможно. Противостоять ЗЛУ может только сильное государство.
Кто-то полагает, что зло - это отсутствие добра. А кто-то считает, что нет сил добра, есть тирания зла.
Я для себя вывел формулу: добро иногда побеждает, но зло господствует!
Религиозные люди верят, что Бог создал мир с добрыми намерениями. Но человек, отступив от божественных законов, совершил грех, тем самым присоединившись к злу. По мнению духовных пастырей, нашим миром правит Князь Тьмы, служат ему его верные «сатанисты».
Многие спрашивают: почему же всесильный Бог терпит зло? Им отвечают: зло на службе у добра. Без зла не было бы и добра.
«Нет ни добра, ни зла - есть конфликт интересов!», - утверждают прагматичные политики. Другие политики уверены: «Добро всегда побеждает!» Почему? Да потому что победитель объявляет себя победой добра!
ЗЛО - нечто имманентное, присущее человеческой природе? Или ЗЛО всего лишь ситуативная оценка?
Одни говорят: зло было и будет всегда, поскольку всегда будет ревность, зависть, ложь - они в природе человека. Каин убил Авеля из-за ревностной любви к Богу.
Другие полагают, что люди выдумали такие понятия как «добро» и «зло». Поскольку это помогает им лучше ориентироваться в понимании собственного блага. Жизнь - объективна и внеоценочна, она ни добро, ни зло. Это наше сознание даёт оценки с точки зрения понимания собственного блага.
Каждое человеческое существо стремится к выживанию. Поэтому можно сказать, что продолжение жизни есть благо. Соответственно, то, что способствует продолжению жизни есть «добро», а что этому препятствует есть «зло».
«Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать», - утверждал американский писатель Роберт Пенн Уоррен.
Нам очень хочется персонифицировать зло - в Сатане ли, в своём враге, в чужом или просто незнакомом человеке. При этом себя каждый считает олицетворением добра. Каждый называет «злом» другого, поскольку не может же он сам себя назвать «злом».
В чём же причина зла? Зло кроется в природе людей или в социальной дезорганизации общества?
Знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма», проведённый в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо, доказал, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником. Жёсткие социальные роли заключённых и тюремщиков могут превратить совершенно нормальных людей в садистов и палачей. По условиям эксперимента 24 добровольца разделили на тюремщиков и заключённых, которые должны были выполнять свои роли. Через 6 дней Зимбардо прекратил свой рассчитанный на две недели эксперимент, потому что ситуация вышла из-под контроля: «тюремщики» немотивированно жестоко избивали своих ещё недавних друзей-студентов, которые будучи в роли «заключённых» нарушали правила тюремного распорядка.
Известный психолог Сергей Николаевич Ениколопов (Москва) считает, что зло - это чрезмерное насилие, иррациональное, не всегда понимаемое. Что порождает зло? - Вера и убеждение в своём превосходстве. Ощущение несправедливости. Уязвимость. Недоверие к людям и к миру вообще. Ощущение беспомощности. Гнев, отвращение, презрение.
Многие помнят фильм Марка Захарова «Убить дракона» (1988 год). Там тоже решается проблема борьбы добра со злом. Люди привыкли к дракону и ценят его за то, что «он навёл порядок». «Лучший способ избавиться от дракона, это завести собственного». «Убить дракона - значит прежде всего убить дракона в себе». Согласно старой притче, победитель дракона становится драконом.
«Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть», - писал Лев Толстой.
Толстой, как известно, не жаловал Шекспира, но в чём-то с ним соглашался. «Стоит только проследить историю имевших власть среди европейских народов, чтобы увидать неизменное подтверждение этого закона: что власть приобретается для личных, эгоистических целей и что имеющие власть самые дрянные люди».
Русский философ Иван Ильин резко критиковал идею Толстого о непротивлении злу насилием. В книге «О сопротивлении злу силою»(1925 г.) Иван Ильин основную проблему определил так: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом?»
Ильин делает вывод: «Никто из честных людей» не думает в буквальном смысле о полном несопротивлении злу, то есть покорении ему, влекущему за собой «самопредание злу», поскольку человек, несопротивляющийся злу, рано или поздно приходит к необходимости уверить себя, что зло не является злом».
По мнению Ивана Ильина, необходимо разделять заставление и насилие. Насилие является чем-то необоснованным, возмутительным, а насильник является угнетателем, злодеем. Поэтому термин «насилие» должен использоваться для обозначения случаев предосудительного заставления.
«Понуждение, направленное против злодея, и злобное насилие, против кого бы оно ни было направлено, - не одно и то же; смешение их непредметно, несправедливо, пристрастно и слепо».
Иван Ильи считает, что, несмотря на то, что с христианской точки зрения зло всегда побеждается любовью (нравственным, духовным воспитанием и т.п.), в определённых случаях, когда уже все другие способы сопротивления злу исчерпаны и не принесли успеха, правомерно применение средств внешнего принуждения, в т.ч. смертной казни и военной силы.
При этом Ильин не освящает вынужденного обращения к силе, не возводит его в ранг добродетели - применение насилия всегда остаётся делом неправедным (хотя и не всегда греховным). Как вести себя при встрече с социальным и моральным злом, какими средствами противодействовать ему - дело нравственного выбора: правильный выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность.
Тезис «несопротивляющийся злу поглощается им и становится одержимым» возводится в ранг духовного закона. Душа, покорившаяся злу, начинает верить в то, что чёрное является белым, приспособляется ко злу и в результате уподобляется ему. Несопротивляющийся злу сам уже зол, - считал Иван Ильин.
«Зло есть, прежде всего, душевная склонность человека, присущая каждому из нас; как бы некоторое живущее в нас страстное тяготение, всегда стремящееся к расширению своей власти и к полноте захвата. Зло является противодуховной враждой. Однако «вражда ко злу не есть зло».
«Добро не является внешним обрядом доброты, оно обязательно должно включать в себя одухотворение и любовь. Человек духовен тогда, когда обращён к объективному совершенству. Добро и зло определяются через наличие или отсутствие в них любви и одухотворения. Причём, настоящее добро должно сочетать в себе оба признака. Так любовь, лишённая одухотворенности, слепа, своекорыстна, подвержена опошлению».
О добре и зле, и о воле к власти много размышлял Фридрих Ницше. Итогом стала книга «Воля к власти», вышедшая уже после смерти философа. Ницше расценивает религию и мораль как формы воли к власти.
Фридрих Ницше понимал волю к власти как вечную игру множества сил в природе, где убывает одна сила и прибывает другая. В эту игру вовлечён и человек. В ней нет ни добра, ни зла. Моральные запреты, ограничивающие поведение человека, делают его слабым, нежизнеспособным и нечестным.
По Ницше, сама жизнь и есть Воля к Власти: «везде, где находил я живое, находил я волю к власти». «Что хорошо? - Всё, что повышает чувство власти (Macht), волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? - Всё, что происходит из слабости».
Весь космос Ницше понимает как непрерывную борьбу "квантов власти", каждый из которых стремится к господству над всеми остальными, желает стать организующим центром всего мира. Социальный мир понимается Ницше как вечная война соперничающих воль.
Воля к власти может проявиться только тогда, когда встречает противодействие; она, следовательно, ищет того, что может оказать ей сопротивление.
Ценность для Ницше - это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить - человек, а не человечество! Человечество, несомненно, скорее средство, чем цель.
В работе «Воля к власти» Фридрих Ницше писал: «В великом человеке некоторые специфические свойства жизни - несправедливость, ложь, эксплуатация - явлены в наибольшей мере. Но поскольку эти люди оставили величественный и грандиозный след, их сущность предпочитали понимать превратно и перетолковывать в добро».
«Путь к власти всегда лежал через кровь и обман. Никому просто так власть не даётся, власть завоёвывают! Добрым во власти быть невозможно. Власть предполагает необходимое зло. Именно политическая необходимость определяет, что есть добро, а что есть зло. Власть - это принуждение, а принуждение - это сила. Власть без силы не власть. Сила - основа власти. Правитель не просит, он приказывает. Только сила вызывает согласие. Сила - основа права. Законы устанавливает победитель. Власть требует быть гибким, и следовать необходимости, а не данному слову или представлениям о чести и морали. Правителем становится тот, кто не боится переступить через мораль и совесть, кто способен на любые необходимые для государства меры. Власть - это жертвоприношение!» (из моего романа-быль «Странник» (мистерия) на сайте Новая Русская Литература