STORY OF FILM. "ВРЕМЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ" ЖАКА ТАТИ. ЧАСТЬ 1

May 27, 2008 14:56



Драматичная хроника создания легендарной новаторской комедии Жака Тати "Время развлечений".

БИТВА ЗА КОМЕДИЮ


Приступая к работе над своими последними великими романами «Кузина Бетти» и «Кузен Понс» в 1846 году, Бальзак объявил в письме к своей русcкой любовнице: «Я чувствую, что смогу в ближайшее время написать две или три значительные работы... Это доказывает, что я молод, свеж и велик как никогда!»

Тати не выражался подобными героическими терминами, но сказанное им в начале работы над своим четвертым и самым выдающимся фильмом сводится, в общем, к тому же:

”Время развлечений” - это большой рывок вперед, большой вызов. На кону - моя репутация. Будет либо успех, либо провал. Только так и не иначе" (Le Figaro litteraire, 19 ноября 1964).

«Время развлечений», несомненно, наиболее грандиозный и величественный фильм Тати. Не удивительно, что каждая стадия его создания была окрашена немыслимым драматизмом и напряжением. 


Все должно было быть большим. С самого начала «Фильм Тати №4», как он обозначался в списке актеров, составленном к началу съемок в конце 1964 года, должен был быть широкоэкранной суперпостановкой, в которой красота солнца и облаков доминировала бы над реальной, современной натурой; где господин Юло растворялся бы в толпе,  в огромных залах аэропорта, в офисных лабиринтах...









Где в реальной жизни можно было найти такую декорацию? В 1964 году, во время рекламного тура по Германии, посвященного повторному выходу на экран «Праздничного дня», Тати осмотрел заводы Форда в Кельне, потом в поисках нужной натуры посетил Мюнхен, Белград и Стокгольм. В итоге вернулся в Париж и стал искать место для съемок там,  просмотрев десятки готовых или строящихся индустриальных объектов.

В замысле фильма изначально была фундаментальная проблема, которую Тати после первых месяцев работы отчаялся было разрешить. Натура его предыдущих фильмов - Деревенская площадь в Сан-Севере, Отель де ла Пляж в Сан-Марк и центр Сен-Мор - все это были оживленные места, снимать в которых было затруднительно. Но, работая над «Праздничным днем», Тати убедил жителей деревни поучаствовать в съемках фильма; снимая «Каникулы» он смог уговорить постояльцев отеля обходить стороной место съемки; а в Сен-Мор оказалось несложно доказать жителям, что съемки главной площади города в фильме могут стать поводом для их гордости.

Но Тати не мог так же легко убедить автомобильный завод, банк или офисный комплекс остановить работу на год и дать снять фильм. Все передовые конструкции из стекла и стали находились в постоянной эксплуатации; например, снять настоящий аэропорт Орли - даже если бы признанному мастеру французского экрана это было позволено - оказалось бы запредельно дорого.  Главный оператор Тати, прославленный мастер камеры франко-венгерского происхождения Жан Бадаль, также был непреклонен: если вам хочется снять отражение движущихся облаков в стеклянных стенах небоскреба, нужно, чтобы небоскреб был полностью в вашем распоряжении. То есть, иными слова - его нужно построить.

Для выход из сложившейся ситуации сценарист  Жак Лагранж предложил безумную идеи - организовать свою строительную компанию, построить настоящее здание из стекла и стали, снять в нем фильм, а потом продать его как жилой и офисный комплекс. Кроме того, это было время строительного бума в Париже - даже заурядные архитекторы и застройщики сколачивали целые сотояния. Если бы строительство декорации было хорошо продумано, выгодно продать ее после съемок было бы несложно.
Тати схватился за эту мысль, но сделал один роковой шаг. Он решил построить свою декорацию не для того, чтобы потом продать ее под офисы, а для использования в качестве киностудии. Он полагал, что таким образом по окончанию съемок его фильма Франция приобретет уникальный современный кинокомплекс. В принципе, это был блестящий и благородный план. Он даже мог бы сработать. Но не сработал.




Муниципальный совет Парижа согласился сдать в аренду компании "Спектра-Фильм" большой участок пустующей земли у юго-восточной окранины столицы. В этом месте должна была вырасти немыслимая эпическая декорация. Но тут выяснилось, что эта земля давно уже была отведена под стороительство транспортной развязки.  Не было ни малейшего шанса, что французское государство откажется от своего дорожно-строительного плана, даже если бы под землей, отданной Тати в краткосрочную аренду, обнаружилась золотоносная жила или древнеримский дворец.

Но Тати не хотел ничего слышать. Он не мог даже представить, что его фантастический павильон будет снесен ради какой-то автострады.  Он верил, что все как-то разрешиться и правительство передумает.

Бюджет «Фильма №4» был  огромен изначально, но рос каждую неделю.  Пять миллионов, шесть миллионов, десять миллионов, двенадцать миллионов... До сих пор невозможно узнать точно, сколько Тати потратил на фильм. При этом многие из основных счетов в конце остались неоплаченными. Но он утверждал, и, наверное, это было правдой, что строительство декорации стоило не дороже приглашения на главную роль Софи Лорен или Элизабет Тейлор. Но у каждого соотношения есть две стороны. Даже если бы Тати не пришлось строить почти всю декорацию дважды, Софи Лорен, в отличие от Тативиля, могла обеспечить фильму, скажем, выход на экраны США.
Перевод Натальи Федоровой

Продолжение следует
 

story of film

Previous post Next post
Up