"КИНОДРАМА ШЕКОЧЕТ НЕРВЫ. КИНОГЛАЗ ПОМОГАЕТ ВИДЕТЬ"
Товарищи, я говорю от имени группы киноков. Как большинству из вас известно, эта группа не связывает ни своего существования, ни своей работы с так называемым «искусством». Мы занимаемся непосредственно изучением окружающих нас жизненных явлений. Умение показать и разъяснить жизнь как она есть мы ставим значительно выше той, подчас забавной, игры в куклы, которую люди называют театром, кинематографом и так далее. Сама тема сегодняшнего диспута: «Искусство и быт» - нас менее интересует, чем, скажем, тема: «Быт и организация быта», - так как,
повторяю, именно в последней области мы работаем и считаем правильным работать.
Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции, следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод - вот наша ближайшая задача.
Это задача колоссального и далеко не одного только экспериментального значения. Это проверка всего нашего переходного времени в целом и в то же время проверка на месте, в массах каждого отдельного декрета или постановления.
Это термометр или ареометр нашей действительности, и значение его несомненно выше выдумок отдельных авторов, отдельных литераторов или режиссеров.
Конечно, такая задача не под силу нескольким лицам или нескольким десяткам лиц. Это задача, которую нужно поставить в масштабах всего Советского государства.
Целый ряд советских и партийных работников, неуверенно обращенных в настоящий момент лицом к так называемой художественной кинематографии, должны повернуться спиной к этому, в сущности, игрушечному делу и бросить все свои силы, все свое знание и весь свой опыт в сторону исследования и проверки нашей действительности киноаппаратом.
Click to view
Фрагмент из фильма "Киноглаз" ("Киноглаз рассказывает как был открыт и построен этот лагерь")
Все разрастающийся рабкоровский и селькоровский аппарат служит порукой тому, что такая работа будет действительной, а не мнимой, что наблюдение сможет быть поставлено достаточно широко и глубоко, что киноаппарат сможет отражать в экстрактном виде на экране настроение и зарядку масс.
Click to view
Фрагмент из фильма "Киноглаз" ("Пионеры помогают бедной вдове")
При умелой организации заснятого фактического материала можно будет создавать киновещи большого агитационного давления, без навязчивого и не внушающего доверия актерского кривляния, без любовно-детективных выдумок тех или иных «вдохновенных» лиц.
Click to view
Фрагмент из фильма "Киноглаз" ("Киноглаз продолжает мысль пионера")
Click to view
Фрагмент из фильма "Киноглаз" ("Бык возвращается в стадо")
Художественная драма должна занять в плане киносеанса то место, которое сейчас занимает кинохроника. Остальная часть программы должна быть заполнена работами киноглаза в области научной, учебной и бытовой.
Кинодрама щекочет нервы. Киноглаз помогает видеть.
Кинодрама заволакивает глаза и мозг сладким туманом. Киноглаз открывает глаза, проясняет зрение. От кинодрамы щемит в горле. От киноглаза - свежий весенний ветер в лицо, простор полей и лесов, ширь жизни. Неужели правда, что если нэп, если лавочники такие же, как при царе, и только десяти процентов не хватает до «монопольки», то и кинокартины наши должны отличаться от картин царских и заграничных только на десять процентов?
Неужели правда, что во имя дохода мы обязаны опаивать кино-водкой пролетариат, всыпая в нее агитационные порошки как противоядие?
Многое можно вынести. Можно вынести и кафешантаны нэпа, если
знаешь, куда идешь, если видишь хоть далекую цель впереди. Можно вынести и художественную драму и ее творцов-жрецов искусства,- но ни на минуту, ни на секунду нельзя делать это основной целью советского кинопроизводства.
1924
Дзига Вертов