АНАТОМИИ. СТРУКТУРА ВИЗУАЛЬНОГО ГЭГА. ПРИМЕР ИЗ ФИЛЬМА "ВЕСЬ ГОРОД ГОВОРИТ" (TALK OF THE TOWN, 1942)

Oct 19, 2007 00:21

Классический американский метод в действии: сценаристы добровольно загоняют себя в угол, и вместе с режиссером и героями выкручиваются из ситуации самым невероятным и изобретательным образом.

В результате этой операции в сердцах и животах зрителей и рождается это прекрасное земное чувство: удовольствие от просмотра хорошей американской кинокартины.

Один из характерных визуальных гэгов "золотой эпохи" Голливуда: фрагмент из классической комедии Джорджа Стивенса "Весь город говорит" (1942).

Джин Артур скрывает в своем доме беглого каторжника (его играет Кэри Грант, и поэтому сразу понятно, что он невиновен). В этом же доме обосновался для завершения своей книги знаменитый юрист (Рональд Колман).

Колман с подачи Артур считает Гранта садовником. Но тут...



...мы вместе с Джин Артур с ужасом замечаем, что на первой полосе местной газеты о "родственнике" вышла передовая статья. Причем, с фотографией.

Инопланетная Джин Артур в своей неподражаемой манере РЕАГИРУЕТ НА СИТУАЦИЮ.





Колман и Грант в свою очередь РЕАГИРУЮТ НА АРТУР. На некоторое время их внимание отвлечено от газеты. Ситуция ПОВИСАЕТ В ВОЗДУХЕ. Вечный вопрос "ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?" автоматически возникает в голове зрителя.

Рождение гэга подготовлено.



Джин Артур решительно бросается вперед.



Колман СМЕШНО РЕАГИРУЕТ (он уже давно понял, что хозяйка дома женщина необычная и от нее можно ожидать чего угодно. Таким образом, ДЕЙСТВУЯ СУМАСБРОДНО, Артур остается верна своему персонажу, и поэтому Колман в итоге НЕ УДИВЛЕН ЭТОЙ ЭСКАПАДЕ, что избавляет авторов и зрителей от лишней сюжетной суеты и унылых оправданий сдержанности чопорного юриста).

Возможность дать актеру сделать ТАКОЕ ЛИЦО - тоже СОДЕРЖАНИЕ СЦЕНЫ. Это уже СМЕШНО САМО ПО СЕБЕ, и вызывает у зрителей простые, детские эмоции, ради которых он и пришел в зал.

Разрешение СИТУАЦИИ ЗАТЯГИВАЕТСЯ. Собственно, все это время между ЗАРОЖДЕНИЕМ ОЧЕРЕДНОГО КОНФЛИКТА И ЕГО НЕОЖИДАННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ и есть момент максимальной интенсивности зрительских переживаний.



Артур начинает импровизировать. Она отчитывает Колмана за попытку... навредить своему здоровью, так как по понедельникам ему яичницу нельзя...



...тем временем проворачивая свой хитроумный план...



...заключавшийся в том, чтобы ПРИКРЫТЬ УПОМЯНУТОЙ ЯИЧНИЦЕЙ ПОРТРЕТ ГРАНТА.





Причем, Артур наносит двойной удар: своим буйным поведением она отвлекает внимание Колмана от злополучной газеты, одновременно скрывая разоблачительное фото самым нелепым (т.е. для комедии - самым естественным) образом.

Персонажей пободных фильмов всегда отличает изворотливость и выдумка. Колман в итоге даже тронут такой заботой о своем здоровье (с его точки зрения Артур взорвалась именно, потому что возмущена тем, что он забыл про свою диету: эгоистическая мотивация всегда самая правдоподобная).





Грант видит яичницу вместо своего лица (выражение лица - "ЧТО ЗА ЧЕРТ...ЧТО ЭТО СО МНОЙ..."), и снова - повод сделать СМЕШНОЕ ЛИЦО, а также создать условия для... завершающего эпизод кадра: фото Гранта превратилось в нечто похожее на произведение художника-авангардиста (возможно, такой оттенок учитывался авторами, хотя, скорее всего, они ПРОСТО ПЕРЕБРАЛИ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ТОГО, ЧТО МОГЛО ОКАЗАТЬ РЯДОМ С ГАЗЕТОЙ НА КУХНЕ И БЫЛО БЫ ПОХОЖЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЛИЦО; может быть, это звучит не слишком захватывающе, но именно простота и ясность метода делает возможность повторять волшебство из раза в раз).





Наконец, гэг состоялся. Времени на его оценку и переваривание прошло достаточно. Артур может теперь просто забрать газету, и хоть на время отстрочить разоблачение Гранта.

Почему она не могла сразу взять газету? Тогда мы бы не увидели шутки с яичницей. В мире фильмов свои физические законы, и они отличаются от законов этого мира.







АНАТОМИИ

Previous post Next post
Up