Сьюзен Зонтаг о смерти любви к кино
«С уверенностью можно сказать, что любовь к кино сошла на нет…»
«…вы с трудом найдете теперь синефильскую любовь к кино, которая есть не просто любовь, но несомненный вкус (воспитанный жадностью к просмотру и пересмотру как можно большего количества лент великого прошлого кинематографа)».
«Теперь никакая скорбь не воскресит эти исчезнувшие, возбуждающие тело и мысль, церемонии темного зала… Изображение теперь появляется в любых размерах и на любых поверхностях: на экране кинотеатра,- но и на домашних экранах, от самых миниатюрных до самых огромных, на стенах зданий или на мега-экранах над спортивными аренами. Всеохватная вездесущность этих движущихся картинок погребла под собой критерии оценки и разграничения кинематографа как искусств и кинематографа как развлечения, существовавшие когда-то у людей».
«Если синефилия мертва, тогда фильмы мертвы тоже… неважно, сколько фильмов, пусть даже прекрасных, будет еще снято. Но если кинематограф и может возродиться, то только через рождение новой любви к кино».
http://www.kinozapiski.ru/article/445/ *
Прекрасное, живое интервью с Ильей Авербахом, посвященное в основном вопросам актерской работы в кино.
«Я не сгущаю краски, но действительно: вот актер утром приезжает из Москвы в Ленинград на поезде «Красная стрела», где он, кстати сказать, проводит массу времени, потом час - грим, час - костюм, потом мы быстро проходим сцену, потом «Мотор» и - результат известен».
«Что касается перевоплощения, то, на мой взгляд, в кинематографе оно принципиально невозможно. Лично я в это абсолютно не верю и случаев таких не знаю. Когда Марлон Брандо, замечательный актер, играет в «Крестном отце» старика в таком гриме, словно засунул себе сливы за щеки, то мне это мешает».
«…в Америке каждая звезда - это очень серьезное явление. Там конкуренция другого рода, чем у нас, дикая конкуренция. Поэтому наверх всплывают люди действительно феноменально одаренные. В американском кино я могу привести много случаев, когда вроде бы банально звездный актер вдруг оказывался серьезным, значительным. К примеру, Бёрт Ланкастер, который играл только в вестернах, а потом снялся у Висконти в «Леопарде», в фильме о гибели культуры XIX века, и сыграл неожиданно, замечательно».
http://kinoart.ru/magazine/07-2006/publications0706/aver072 *
От качества УТОПИЙ зависит качество РЕАЛЬНОСТИ. Кинематографическая утопия Френсиса Форда Копполы. 1999 год. Уже сомневаясь в своих способностях изменить безжизненную и оторванную от реальности философию современной киноиндустрии, Коппола продолжает верить, что чудо все еще возможно, и в небольшом, искрящемся живительной наивностью интервью зажигает маяк для будущих поколений кинематографистов.
«Я чувствую, что мы переживаем момент, когда у нас есть шанс дать толчок к развитию цивилизации, нужно только предпринять СВЕРХУСИЛИЕ. Кино может сделать многое, оно способно указать направление. Если кино снимает орбитальные станции или гибель "Титаника", оно должно показать мир, который сегодня столкнулся с глобальными проблемами. Громадная аудитория, увидев на экране впечатляющие образы реальности, сможет с большей ответственностью взяться за решение этих проблем».
«На мой взгляд, очень важно, чтобы поэты и художники взяли на себя политическое руководство обществом - вместе с политиками. Надо заново изобрести демократию, придумать новые властные структуры, которые не были бы сосредоточены в руках одних только юристов и политиков. Надо, чтобы в правительство вошли философы, поэты, художники, простые люди. Люди, которые хотят понять мир. Мы - часовые гуманности. Наш долг - оставить детям что-то стоящее, самое лучшее».
«Я всегда говорил, даже в своей речи на церемонии вручения "Оскара" лет двадцать назад, что у истоков любого из чудес - человеческий талант».
«Мы будем жить в мире, где каждый поимеет то, что ему нужно. Что же тогда станут делать люди? Они займутся искусством, спортом, своим развитием, будут делиться знаниями друг с другом. Люди будут веселиться, устраивать праздники, фестивали!»
http://www.kinoart.ru/file/people/coppola/ *
ВРЕМЯ КРУПНЫМ ПЛАНОМ. Всеволод Пудовкин о невероятных возможностях «рапидной» съемки, методе «цайт-лупы».
Когда разделяют кино коммерческое и, скажем, экспериментальное, в этом есть большой подвох. Каждый успешный крупномасштабный фильм своими сборами напрямую обязан и сумасшедшим пионерам кино, которые в боях творили язык сегодняшних кинозрелищ.
Ошарашенный поэтическими возможностями замедленной съемки Пудовкин принял на себя обвинениями в формализме и трюкачестве, так что Пекинпе и Джону Ву с де Пальмой потом пришлось намного легче.
«Я пробовал монтировать взрыв снаряда, склеивая его из кусков различной скорости… Получилось здорово!»
«Светящиеся на сквозном солнце капли воды дрожали на кончиках острых, изогнутых листьев, скатывались и падали. Человек косил, я стоял и смотрел. И снова меня охватило необычайно волнующее ощущение великолепия зрелища. Я никогда не видел такой замечательной мокрой травы!»
«…движение, снятое с большой скоростью «цайт-лупой», показало мне впервые, что можно снять и показать движение травы от ветра. В прежних картинах я видел только сухую, истерически треплющуюся пеньку».
http://www.kinocafe.ru/theory/?tid=9088 *
POSTER ART
Два отличных сайта, посвященных искусству киноплаката
http://www.movieposter.com http://www.posteritati.com *
STRICLY FILM SCHOOL. Вдохновенный аналитический киноресурс. На английском языке.
http://www.filmref.com