МЕТОДЫ ХИЧКОКА. Хаотический дайджест. Часть первая
ФИЛЬМ НА ЛИСТЕ БУМАГИ
"Изложите всю историю на одном листе бумаги. Опишите будущий фильм сжато, НО ПОЛНОСТЬЮ - с головы до пят".
"На этом этапе не нужно детализировать события. Скажем, достаточно только указать - мужчина встречает женщину в таком-то месте, и что-то там еще происходит. И так со всеми эпизодами".
"Потом мы начинаем строить подробный синопсис, сценарный план истории с образами персонажей и деталями повествования. Здесь необходимо избегать любой абстракции, это смертельно для кино. Я всегда избегаю наличия в синопсисе чего-либо, не выраженного наглядным визуальным образом".
"Мужчина идет к буфету, наливает себе выпить, говорит с женщиной, потом что-то происходит. Мы не описываем, а "ПОКАЗЫВАЕМ" ЭТО в синопсисе, "показываем" действия и движения, и у нас на бумаге уже готовый полноценный фильм."
"Так что, сохраняйте концепцию настолько ясной и лаконичной, насколько это возможно; так, чтобы ее можно было изложить сжато, но имейте ее фактическое представление, полное деталей, гэгов и сюрпризов.
КИНО - ЭТО ДЕЙСТВИЕ
Хичкок критиковать злоупотребление диалогом для развития персонажей, говоря, что кинематографисты начали полагаться только на диалог, как на основной инструмент развития характеров, подобно тому, как это происходит в стандартной, поточной теледраме.
"Мы потеряли то, что было - для меня, по меньшей мере, - в кино наивысшим наслаждением, а именно - ДЕЙСТВИЕ и ДВИЖЕНИЕ".
ДЕЙСТВИЕ И ХАРАКТЕРЫ
Для Хичкока большая трудность кино заключается в том, чтобы совместить в фильме развитие характеров и динамичное действие. Это противоборствующие стихии. Характеры требуют замедления ритма, времени, обстоятельности. При этом страдает действие, интрига, возникает страх, что будет потеряно зрительское внимание.
"Задача в том, чтобы попытаться совместить две эти вещи. Я все еще пытаюсь это сделать, и я пока так и не решил этой проблемы, но, в конечном счете, я полагаю, она будет решена. Будущее кинематографа связано с развитием характера персонажа, но сложность всегда будет в том, как увязать это с развитием действия".
КИНОСЮЖЕТ и САСПЕНС
"Вы видите современные романы, психологические романы, с щедрым описанием персонажей, обилием психологических деталей. Но во всем этом есть тенденция забывать про историю. Сюжеты все более куцые. Для кинофильма нам нужен богатый, интересный сюжет."
"Причина, по которой нам нужна занятная история, в следующем: фильм занимает час и двадцать минут, а аудитория может выдержать час. По прошествии часа она начинает уставать и нуждается в допинге. Девиз кино "Не давайте им засыпать в кинозалах!"
"Допинг - это действие, движение, интрига, тайна, все что держит аудиторию в напряжении. При этом многие думают, что скорость, темп - это буквальная скорость действия, скорость монтажа, беготня людей в кадре или еще что-то в этом духе, но это совершенно не так. Нужен саспенс, одна из самых ценных вещей в кино".
ВОТ! ТЕМП ФИЛЬМА - ЭТО ВЕДЬ НЕ ВОПРОС ДВИЖЕНИЯ НА ЭКРАНЕ, ЭТО ВОПРОС ДВИЖЕНИЯ В ГОЛОВЕ ЗРИТЕЛЯ.
ФИЛЬМ - ЭТО ИНТЕРЕСНЫЕ СИТУАЦИИ
"То, как мы справляемся с нашими страхами, определяет, кто мы есть. Это же относится и к персонажам на экране: то, как они отвечают на события СОЗДАЕТ интересную ситуацию".
ИЗ ИНТЕРЕСНЫХ СИТУАЦИЙ, СПРОВОЦИРОВАННЫХ МАКСИМАЛЬНО ИНТЕРЕСНОЙ РЕАКЦИЕЙ ГЕРОЯ НА МАКСИМАЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, И СОСТОИТ ИНТЕРЕСНЫЙ ФИЛЬМ.
НАТУРА КАК СТИМУЛЯТОР ДЕЙСТВИЯ
"Один из моих постоянных методов таков: выбрать сначала фон, место действие, А ПОТОМ ПОНЯТЬ В ЧЕМ СОБСТВЕННО СОСТОИТ САМО ДЕЙСТВИЕ. Это может дать интересные результаты".
СВЕТСКАЯ ДАМА В КОЧЕГАРНЕ
"Допустим у вас есть персонаж, светская дама. Следующий вопрос: "Что с ней делать?". Я лично предпочитаю помещать людей в абсолютно неожиданную для них обстановку. Скажем, светская дама оказывается в корабельной кочегарне. Для кого-то это слишком сложно. Вроде как легче отправить ее на яхту. Светская дама все-таки. Но это, конечно, уступка, и вы не должны на это идти, потому что в тот момент вы сдаетесь собственой слабости и перестаете быть изобретательным."