ВАЧОВСКИ - БРАТЬЯ ГРИММ XXI ВЕКА

Feb 04, 2015 18:26


«Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending) - первый фильм Энди и Ланы Вачовски в 3D. Признаюсь, я совсем не ожидал того, что приготовил этот сумасшедший тандем, снявший трилогию «Матрицы» и «Облачный атлас». В интернете, естественно, можно найти кое-какую информацию о новом фильме, но, поверьте, она вас приведет к ложным выводам.


Вообразите, что Золушка из семьи русских эмигрантов, живущих в США и выживающих за счет уборки и мытья унитазов, вдруг превращается в королеву (Мила Кунис). Увеличьте размеры королевства до Вселенной и добавьте человека-волка (Ченнинг Татум), который должен сопроводить Её Величество к одному из наследников трона. Наследнички готовы перегрызть друг другу глотки за господство над всем Царством (Вселенной) - классический средневековый сюжет. Золушка с планеты Земля является для них гарантом вселенской власти, поэтому наследники пытаются сблизиться с ней. Человек-волк, которого Вачовски обозвали «ликан», бывший легионер и работает на Тито, охраняя новоявленную королеву от наемников Балема и Калик. Ликан передвигается по воздуху с помощью чудесных сандалий Гермеса и имеет множество других диковинных штучек в своем арсенале.


На «сандалии» Вачовски сделали особый упор, так как фильм изобилует прекрасными боевыми сценами в воздухе, которые наверняка войдут в учебники кино. Если в «Матрице» режиссеры приручили время, то в «Восхождении Юпитер» они «одомашнили» гравитацию. Герои будто парят с летающими машинами-крабами, отрываясь от Земли и постепенно перемещаясь дальше в космос. Наше сознание вместе с ними переносится абсолютно в новое пространство, и этот эффект усиливается за счет использования 3D. Если в «Интерстелларе» Нолана мы лишь заглядываем в Черную Дыру, то в фильме Вачовски нас буквально похищают с родной планеты. Используя классические архетипы и образы героев из сказок, режиссеры создают свою мифологическую систему. Конечно, не такую идеальную и изящную как у Лукаса в «Звездных войнах», но более продуманную и правдоподобную чем у Кэмерона в «Аватаре».


Как и все блокбастеры, «Восхождение Юпитер» не лишен недостатков. Некоторые персонажи в фильме выглядят как минимум неорганично. Например, девушка с синими дредами на летающем скутере (её играет кореянка из «Облачного атласа» Пэ Ду На) почему то вызвала у меня когнитивный диссонанс, так и хочется вырезать ее из фильма. Прислужник Балема с красным носом и в парике эпохи Ренессанса похож на Литвинову, чем периодически вызывал приступы смеха (хотя я очень люблю Ренату). Но это все пустяки по сравнению с неидеальной игрой Милы Кунис - до роли вселенской королевы она пока ещё не доросла. Вачовски сделали большое одолжение актрисе, пригласив ее в проект. А вот Ченнинг Татум, напротив, очень вырос и стал настоящим профи. Однако после просмотра все равно остается впечатление, что режиссеры схалтурили при выборе актерского состава. На прошлых проектах, особенно в «Облачном атласе» и «Матрице» кастинг-директоры сработали идеально.


Критике также можно подвергнуть различные сценарные перегибы в развитии сюжета: разнузданная пафосность, усиливающаяся к концу фильма (что типично для обычных блокбастеров); неуместные шутки или странные фразы в диалогах («Моя фамилия Джонс, но когда сильно злюсь, я - Болотникова» - это забавно, но попахивает заигрыванием с русской аудиторией) и т.д. Подобные вещи, рассчитанные на привлечение массового зрителя, уменьшают художественную ценность картины и её самобытность. Пытаясь усидеть на двух стульях, снимая фильм с претензией на авторское кино и одновременным расчетом на мейнстрим, Вачовски сами себя ограничивают в своей фантазии. Это выражается в том, что замашка на сказку вселенских масштабов к концу фильма остается не до конца реализованной. Что больше напоминает космический хаос из обрывков историй, знакомых нам с детства.

Кадр из мини-сериала "Десятое королевство"

В конце 90-х Дэвид Карсон и Херберт Уайз сняли мини-сериал «Десятое Королевство» (The 10th Kingdom) который, по сути, является попыткой переосмысления «Сказок братьев Гримм», собранных немецкими фольклористами по всей Европе в XIX веке. В мини-сериале XX века сталкиваются два мира - выдуманный и реальный. Взаимодействие сказочного мира прошлых веков и современной реальности происходит довольно жестоко - с убийствами, развратом и алчностью (братья Гримм «отдыхают», хотя и у них были свои «жестокие» версии сказок, в которых Золушка отрезала пальцы, пятки и даже ступни своим сестрам, чтобы на их ноги налезла хрустальная туфелька). Вачовски в «Восхождение Юпитер» делают практически то же самое, только сказочный мир из леса и деревень переносится на другие планеты. Герои теперь сражаются не на мечах, а с помощью бластеров, звуковых пушек и невидимых щитов. Главным сокровищем становится не золото или деньги, а время («Время - самая большая ценность во Вселенной», - замечает в фильме Калик). И хотя новая работа режиссеров не такая монументальная как «Десятое Королевство» и, тем более, труды братьев Гримм. Но с точки зрения блокбастеров, это, безусловно, стоящее кино, которое будет одинаково интересно как обычным зрителям, так и искушенным синефилам. После просмотра «Восхождение Юпитер» я считаю, что «братьев Вачовски» (независимо от пола Ланы для меня это уже нарицательное имя) можно по праву называть «братьями Гримм XXI века», свою фамилию они уже навсегда сохранили в геноме культуры как минимум одной планеты.
На закуску трейлер. Но не говорите, что я вас не предупреждал.

image Click to view



Опубликовано на сайте 365mag.ru

Дуглас Бут, Аватар, Джеймс Кэмерон, Кристофер Нолан, Матрица, Звездные войны, Ченнинг Татум, Мила Кунис, Облачный Атлас, Вачовски, Эдди Редмэйн, Братья Гримм, Интерстеллар, Таппенс Мидлтон, Джордж Лукас, 3d, игровой фильм, рецензия, Десятое Королевство, Восхождение Юпитер

Previous post Next post
Up