Книга Уильяма Зинсера "Как писать хорошо: Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов" - отличный учебник для блогеров, журналистов и писателей в жанре нон-фикшн. Его книга имеет уже 30-е издание, общий тираж которой перевалил за миллион экземпляров. Она читается на одном дыхании и с большим удовольствием, а также помогает разобраться в сложных вопросах и мотивирует на дальнейшую писательскую деятельность. Периодически я буду выкладывать в блоге наиболее значимые цитаты из книги. Надеюсь, они помогут вам в нелегком, но безумно увлекательном занятии - создании текстов.
ссылка на оригинальное фотоЧасть II. Методы
Всего понемножку
Глаголы
Везде, где это возможно, старайтесь обходиться без пассивных конструкций. «Джон заметил его» звучит сильно. «Он был замечен Джоном» - слабо. Первая фраза точна и коротка; она не оставляет сомнений на счет того, кто что сделал. Вторая по необходимости длиннее и вдобавок вялая по структуре: нечто было сделано кем-то по отношению к кому-то. Текст, изобилующий пассивными конструкциями, утомляет читателя.
Глаголы - самые важные из ваших инструментов. Они толкают фразу вперед и сообщают ей напор. Глаголы в активной форме толкают энергично, а в пассивной - тащат кое-как. Пусть активные глаголы активизируют ваши предложения.
Наречия
Большинство наречий необязательны. Выбрав глагол с определенным значением и добавив к нему наречие, имеющее тот же смысл, вы замусорите свою фразу и вызовете у читателя законное раздражение. Не употребляйте наречия, если они не несут полезной нагрузки. Не надо сообщать нам, что победивший спортсмен широко ухмылялся.
Прилагательные
Без большинства прилагательных также можно обойтись. Как и лишними наречиями, ими сдабривают свои фразы авторы, не замечающие, что нужный смысл уже содержится в существительном. Прилагательное, которое вставлено в текст только ради украшательства, потакает слабостям автора и обременяет читателя.
Спецификаторы
Удалите из своего обихода словечки, которые «конкретизируют» то, что вы чувствуете, думаете или видите: «слегка», «немного» , «вроде», «довольно», «весьма», «очень», «слишком», «порядочно», «в каком-то смысле» и десятки других. Они разбавляют текст и лишают его убедительности. Читателям нужен автор, который верит в себя и в то, что он говорит. Нельзя их разочаровывать. Не будьте смелым до известной степени - будьте смелым.
Пунктуация
Точка
Главное, что следует сказать о точке, - это то, что многие писатели добираются до неё чересчур медленно. Самый быстрый выход из этого тупика - разбить длинное предложение на два, а то и три относительно коротких.
Восклицательный знак
Используйте его только в тех случаях, когда вам необходимо добиться особого эффекта. <…> конструируйте свою фразу так, чтобы придать ей нужную интонацию просто с помощью порядка слов. Не стоит употреблять восклицательный знак и ради того, чтобы читатель понял, что вы шутите или иронизируете. Читатели раздражаются, когда им подсказывают, где они должны улыбнуться. Этим вы лишаете их удовольствия самостоятельно обнаружить в вашей истории нечто комичное.
Точка с запятой
В этом знаке есть какая-то затхлость, напоминание о XIX в. Поэтому современные авторы нон-фикшн должны использовать его с осторожностью. <…> ставьте этот знак с оглядкой, помня, что он может затормозить тот энергичный темп начала XXI в., который вам нужен, до неспешного викторианского шага, и полагайтесь лучше на запятую или тире.
Тире
Это полноправный знак препинания, способный вывести писателя из многих тупиков. Тире используется ради двух целей. Одна - это усилить или оправдать во второй части предложения ту мысль, которая высказана в первой. <…> Вторая цель подразумевает использование двух тире, между которыми в основную фразу вставляется дополнительная мысль.
Двоеточие
Сейчас двоеточие стало выглядеть чуть ли не более архаичным, чем точка с запятой, и многие его функции взяло на себя тире. Но оно по-прежнему прекрасно справляется со своей изначальной ролью: обозначить в предложении краткую паузу, предваряющую, скажем, перечисление однородных объектов.
Слова, оповещающие о перемене авторской позиции
Многих из нас учили, что предложение не следует начинать с «но». Если это правило вдалбливали и вам, забудьте его: для начала фразы трудно подобрать более сильное слово. Оно заявляет о полном контрасте с тем, что было сказано раньше, и таким образом сразу подготавливает читателя к перемене. Если вы уже начали с «но» слишком много предложений, переключитесь для разнообразия на «однако». «И все же» выполняет примерно ту же работу, что и «но», хотя по значению оно ближе к «тем не менее».
Писать не значит соревноваться
Каждый писатель начинает со своего стартового рубежа и движется к своей цели. Однако многих парализует мысль о том, что они соревнуются со всеми остальными людьми, которые пробуют свои силы в сочинительстве и у которых это, возможно, получается лучше. Забудьте о соперничестве и работайте в удобном для себя темпе. Единственный ваш соперник - это вы сами.
Радикальный метод
На удивление часто трудная проблема, мешающая выстроить хорошую фразу, решается элементарно: надо просто выбросить из этой фразы неудачный кусок и забыть о нём. Очутившись в подобном тупике, посмотрите на упрямую часть предложения и спросите себя, так ли уж она вам нужна. Удалите ее, и вы увидите, как предложение оживет и задышит полной грудью.
Абзацы
Следите, чтобы абзацы у вас были достаточно короткими. Абзацы в газетной заметке должны быть длиной максимум в два-три предложения. <…> Проанализируйте хорошую прозу, чтобы понять, как действуют её авторы. Вы обнаружите, что почти все они мыслят абзацами, а не фразами. Каждый абзац - это отдельное целое, единое по смыслу и по структуре.
Переписывание
В переписывании заключена суть писательского ремесла - именно здесь кроется причина удачи или неудачи. Все мы питаем невольную симпатию к своему первому черновому варианту - мы не можем поверить, что он не родился на свет идеальным. Большинству авторов не удается с самого начала сказать то, что они хотят, или сказать это настолько хорошо, насколько они могут. <…> чтобы сделать текст ясным и изящным, с ним необходимо как следует повозиться.
Многим людям кажется, что профессиональные писатели не прибегают к переписыванию и слова у них сами собой выстраиваются как положено. Наоборот, хорошие писатели подолгу корпят над своими сочинениями. Я никогда не смотрел на переписывание как на несправедливое бремя; я благодарен за каждую возможность улучшить то, что вышло из-под моего пера. Вы не научитесь писать хорошо, пока не поймете, что главное в нашем деле - это непрерывный процесс, а не готовый результат. Никто не рассчитывает, что у вас все получится правильно с первого раза и даже со второго.
В основном переписывать означает видоизменять, уплотнять и очищать тот сырой материал, который вы создали с первой попытки. Ваша главная задача - убедиться, что читатель сможет без всяких препятствий плыть по течению вашего рассказа от старта до финиша. Почаще ставьте себя на место читателя.
Читая свой первый набросок вслух и проверяя в нём все логические связки, вы обязательно найдете немало мест, где вы потеряли читателя, или сбили его с толку, или не сообщили ему какую-нибудь нужную подробность, или дважды повторили одно и то же. Не огорчайтесь: таких неизбежных промашек хватает в любом черновике. Ваша задача - добиться цельности текста и сделать рассказ живым и динамичным.
Следуйте своим интересам
Смело выбирайте себе тему по душе - тогда вы напишите о ней хорошо и увлечете своих читателей.
Начало
Как писать хорошо: часть I Источник: Зинсер, У. Как писать хорошо : Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов / Уильям Зинсер. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 292 с. - ISBN 978-5-9614-4561-9.