Книга Энди Уйра мне попалась совершенно случайно. Было лето, стояла теплая погода, и я решил, что это идеальное время приобщиться к свежей научной фантастике. И я не прогадал. Новое прочтение классической истории о Робинзоне Крузо, оставшемся вместо необитаемого острова на необитаемой планете произвело на меня впечатление. Главным достоинством романа был главный герой - Марк Уотни - жизнерадостный Робинзон Марса, который и похахмить не дурак и годовую экспедицию по Марсу в силах организовать в одиночку.
Узнав об экранизации и ее съемочной группе, я ожидал великого фильма.
Разве может Ридли Скотт, 40 лет снимающий о пустынях и космосе, тут подвести? Нет!
Разве может Дрю Годдард, сделавший сумасшедше атмосферного и прекрасно прописанного "Сорвиголову" для Netflix, плохо адаптировать книгу в сценарий? Да ни в жизнь!
К Мэтту "мать его" Дэймону вообще нет претензий.
Однако, все пошло не так! Не знаю, кто приложил к этому руку, но фильм не получился. И обиднее всего, что он просто обязан был получиться.
А вся соль в том, что убрали мелкие технические детали, неудачи и проблемы - все то, что делало обстановку и решения в книге понятными, человеческими и близкими.
Что мешало их впихнуть в фильм продолжительностью в 2 часа 20 минут, мне совершенно непонятно.
Да, красивые панорамы и виды марса, пролеты космического корабля, пресс конференции на Земле - это все прекрасно.
Но в угоду этому сокращать те усилия, лишения, смекалку, которые Марк прикладывает для того, что бы выжить на Марсе, да еще и попытаться вернуться на Землю - это кощунство.
Все напряженные моменты, когда Уотни, по книге, был на волосок от смерти в результате своих решений или случайностей, в фильме либо отсутствуют, либо не передают всю опасность ситуации.
Да, треснувший шлем скафандра можно заклеить скотчем - это смешно. Но неплохо бы было сначала дать прочувствовать зрителю, что это не комедийная ситуация, а лишь шутка, которая снимает напряжение, после пережитого стресса. А для этого неплохо бы показать, что за скотчем надо еще добежать.
И так во всем - события сменяют друг друга, сюжет летит вперед, но сопереживания не вызывает, все без напряжения, а с легкой полуулыбкой. И зритель уже не переживает, он знает, что ничего плохого не случится ни с главным героем, ни с Марсом.
Как будто я смотрю боевик 80-х, где главный герой косит толпы врагов. Его обязательно легко ранят, так, чтобы девушке, которую он спасет, осталось только оторвать лоскут от своего белого платья и перевязать герою царапину.
Только надо понимать, что сейчас не восьмидесятые, и это не боевик прошлого века. Для этого есть «Неудержимые».
Даже в «Армагеддоне» Майкла Бэя было больше напряженных моментов и технических вопросов, чем в «Марсианине».
Стыдно, товарищ Ридли, плохо уважаемый Годдард. Мэтт, к тебе претензий нет.