Этот безумный безумный мир

Nov 25, 2011 11:10



Сегодня в Москве начал читать курс лекций по сценарному искусству великий и ужасный Роберт МакКи. Вписываться туда, наверное, уже поздно, да и не об этом речь. А речь о том, что на LAM по этому случаю выложили здоровенный материал, исчерпывающе отвечающий на вопрос, кто же такой Роберт МакКи. Меня во всех его высказываниях, конечно, же больше всего привлек раздел "О русском кино":

"Между русской кинематографической школой и западной не такая уж большая разница. Признаться, я всю жизнь в глубине души мечтал быть русским. Непросто, конечно, но ирландцем, знаете, тоже нелегко. Всегда обожал русскую литературу - я же вначале был театральным актером, вырос на системе Станиславского, играл в постановках по Чехову, Гоголю, у меня маленький пунктик на русском. До сих пор не могу забыть потрясающий фильм Кончаловского "Дом дураков", я его три раза смотрел, люблю его невозможно, могу смотреть без остановки..."

Там дальше еще про "Кукушку", "Мать" и, конечно, "Потемкина" (как без него?), но вот реплика про "Дом дураков" меня цепанула больше всего. Я этот фильм посмотрел почти десять лет назад - когда он только вышел, - и тогда он оставил о себе воспоминание, как о жутковатой социалке (не всякий сможет досмотреть до конца картину, в которой главными персонажами являются пациенты нищей провинциальной психушки, оказавшейся в эпицентре военного конфликта). "ДД" - достаточно тяжелое зрелище, местами походящее на "Уродов" Браунинга. не исключаю даже, что Кончаловский, как человек образованный, имел их в виду. Как и, например, "Шаги командора" Венедикта Ерофеева. Так или иначе, мне было так непросто смотреть фильм тогда, что оценить по достоинству его сценарий и общий художественный уровень я не смог. Слова МакКи раззадорили меня, и я фильм пересмотрел.

Что могу сказать? Я понимаю, почему МакКи так выделил этот фильм. Сценарий там действительно замечательный, а из своей музы Юлии Высоцкой Кончаловский сделал настоящую русскую Кабирию. Всеобщее безумие - и не только жителей психушки, а, кажется, вообще всех, кто попадает в кадр - переполняет экран и хлещет наружу. Фарсовая атмосфера особенно занятно воспринимается после просмотра недавнего "Шапито-шоу". И кажется даже, что фильм стал еще актуальнее за эти годы (успех Лобана - тому подтверждением). Мы дожили до того, что подобная трагикомедия воспринимается как единственно возможный способ выдавить из себя улыбку. Пусть со слезами но глазах, но зато без рвотных порывов.

кино

Previous post Next post
Up