А.Г.Гордон: Я не согласен в двух вещах. Я считаю, что нам нужно, во-первых, действительно присмотреться к французской практике протекционизма, которая бы защищала российское кино, поскольку оно сегодня как таковое лишено производства. Есть несколько групп продюсеров, которые успешно или не очень производят кинопродукты. Но киноиндустрии, то есть отрасли, которая от начала до конца вела бы фильмы (и не только массовые фильмы, фильмы массового потребления, но и так называемые артхаусные фильмы или просто авторские фильмы), - у нас такой структуры нет.
В.В.Путин: Это первое замечание. И второе?
А.Г.Гордон: Да. Я полагаю, что вот здесь такой вменённый налог на иностранную продукцию позволил бы часть этих денег переводить в создание индустрии, которая подразумевает в себе и другую систему обучения (кстати, и создание экспертных групп с нуля), потому что сейчас нет ни одной компании серьёзной, которая проводила бы проект (кинопроект) от начала до конца.
В.В.Путин: Это можно сделать.
Здесь, в этой отрасли, я позволю себе употребить слово "производство", действуют такие же законы в принципе, как и в других отраслях. Здесь тоже, как в других отраслях, очень важно найти золотую середину, потому что можно ввести такие обременения, которые сделают невозможным для нашего зрителя знакомство с лучшими произведениями киноискусства, которые идут к нам с Запада. Вот так вот можно поступить в любой другой отрасли, где производят чулки, носки, трусы и галстуки, - мы будем иметь всё своё, мы будет ходить в калошах тогда, а не в хороших ботинках и сапогах. Поэтому здесь, повторяю, нужда золотая середина, здесь нужно, чтобы наш производитель чувствовал дыхание конкурента за своей спиной, но имел возможность всё-таки развиваться. Вот система распределения государственных средств поддержки, которая существовала до прошлого года, - я вчера об этом говорил, вспоминал - вела к тому, что деньги мы тратили, они тратились с удовольствием и с хрустом, но продукта мы не видели.
А.Г.Гордон: Ещё с каким хрустом!
В.В.Путин: Многие картины начинались и не заканчивались. Более того, когда началась проверка, срочно начали делать, чтобы избежать уголовного преследования, снимали быстро-быстро. Знаете как? На телефон! Поэтому было очевидно, что эту систему распределения средств господдержки нужно было менять. Я не могу сказать, я не хочу утверждать, что самое лучшее придумано. Наверное, она нуждается в усовершенствовании - ну давайте думать над этим.
А.Г.Гордон: Если мы говорим об индустрии развлекательного кино, то здесь всё сделано безукоризненно, потому что прямая конкуренция как раз вынуждает к тому, чтобы возникал новый продукт, интересный и разный.
О.В.Вольнов: Конкуренции, прошу прощения, просто нет, потому что американец там прокатал, собрал 35 тыс. залов… А приходит сюда, вкладывает деньги просто в рекламу и заполняет всё собой.
В.В.Путин: И там на самом деле, в тех же Штатах, протекционизм очень мощный: там не пробиться. Во всяком случае это очень сложно сделать, там обязательно всё на английском языке, там титров нет. Там очень много всяких технических ухищрений, которые, по сути, являются ничем другим, как протекционизмом. Поэтому нам потихонечку нужно подкручивать гаечку эту, но дать возможность нашему зрителю всё-таки пользоваться этой продукцией.
Полностью, хотя и все равно купированная, расшифровка, а также часовое видео встречи без купюр
здесь.
Весьма занимательная беседа, надо сказать. Малышева еще раз показала себя полной дурой, Шарапова отпустила ВВП лизоблюдский комплимент, Познер пожаловался, что даже он не может зазвать на интервью министра МВД, обороны и т.п., а Эрнст в самом конце (в тексте этого нет) показал ролик "Высоцкого" и сказал, что принцип, по которому актера сделали копией Высоцкого, не имеет аналогов, а главное, это не пластический грим, а некий софт (если я правильно понял), с помощью которого теперь можно воспроизвести внешность кого угодно.
Апдейт: Дмитрий Быков блестяще
описал и прокомментировал все основные моменты этой встречи. Причем в стихотворной форме.