Whiplash / Кнут
(ну, или «Одержимость», тоже можно)
2014
Damien Chazelle
Молодой подающий студент-барабанщик лучшего музучилища страны попадает в оркестр к самому успешному эксцентричному худруку этого училища. Секрет эксцентричности худрука вскрывается немедленно: жестокие унижения и дисциплина, вызывающие недоверие в коллективе. Ор и мат. Дальше все развивается скорее как в нелакированной жизни, чем в триллере.
Хороший фильм, такой, честный. Говорят, режиссёр был прообразом главгероя. Он рассказал историю становления музыканта со всей необходимой подробностью - и только после этого в оставшееся пространство добавил киношности и саспенса. К примеру, создатели «Чёрного лебедя» поступили наоборот.
Такшта, крепкие четыре балла.
Бывают такие моменты в кино в жанре драмы, когда вынужден остановиться, потому что на экране происходит что-то невыносимо стыдное. В «Кнуте» таких полно.
P.S. Автор этих строк сам
немного дилетантствует на досуге, и за музыкальную часть может сказать следующее: фильм не про музыку, а про спорт. Строго говоря, это фильм в жанре спортивной драмы. В профессиональной музыке такое происходит сплошь и рядом, но понятие о «совершенсте» в фильме совершенно спортивное, герои ведут себя как спортсмены перед матчем, как музыкант главгерой хорош, но не гений; а гении зачастую гораздо менее техничны.
Даже любопытно, что в качестве иконы постоянно поминается Бадди Рич, при этом герои с академической дотошностью выдерживают темп, читают с листа и до одури репетируют. Я заглянул в Википедию, и увидел, что энтот Бадди Рич не знал нот, а к репетициям относился с высокомерным пренебрежением: это, мол, для посредственностей. И я слышал подобное про других выдающихся (и не очень) музыкантов.
В качестве жанра был выбран джазовый биг бэнд, и меня удивило, насколько академично к нему относятся «лучшие музыканты планеты». Репетировать, сыгрываться такому ансамблю надо обязательно, но даже средненькие состоявшиеся музыканты способны подхватить незнакомую песню и импровизировать на ходу. А джазмены - это как правило лучшие из музыкантов. Чтоб музыкант не смог сыграть партию, которую он уже репетировал, по памяти; чтобы в джазовой музыке с вниманием относились к выдерживанию темпа - это странно.