28 июня 2022 года Президент подписал Закон об использовании пенсионных накоплений, оставшихся после расчетов с кредиторами НПФ (
https://sozd.duma.gov.ru/bill/1101162-7). Честно сознаюсь, я на него даже не глянул, и, как оказалось, напрасно. Я не буду раскрывать автора текста, который идёт ниже. Причины, я думаю, понятны.
«Безобидный» закон, мурыжившийся с начала 2021 г., ко второму чтению 8 июня 2022 года был дополнен ст.5 («Президент РФ вправе в качестве мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности РФ, устанавливать…») и через сутки принят в третьем чтении.
Что «зашито» в законе?
Статья 5 фактически отменила закон о валютном регулировании и валютном контроле, сломала законы о ЦБ, банках и бухучете, видоизменила ряд положений ПБУ, НК РФ, подвесила полномочия ЦБ, в т.ч. по определению курса и обслуживанию счетов, а также роль Росфинмониторинга.
Один пример. Подпункт 8 п. 2 дает президенту право на «замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества». Чьего и какого имущества, на какой срок, в связи с чем? Если раньше блокирование могло применяться по 115-ФЗ (по решению суда, СКР, прокуратуры, ФСБ), то теперь этого не требуется.
Для чего были приняты новые положения?
Закон вывел из игры Набиуллину, «капризы» которой достали, кажется, всех. У президента в последние месяцы появился управленческий прием, оставлять членов команды на местах и в то же время лишать их полномочий.
Закон финансово блокирует офшоры, на которые в России оформлено имущество на триллионы долларов, а с этим - и формально законный вывод средств за границу.
Закон фактически делегирует правительству определение текущего курса доллара (не напрямую, конечно, но по аналогии с Китаем).
Закон предоставляет президенту чрезвычайно широкие полномочия или «иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ».
Закон, по сути, создает «финансовую ЧК», которая будет определять правила финансовой игры в экономике. Причем далеко не факт, что в нее войдут Набиуллина, Силуанов, Кудрин, но наверняка - Мишустин, Белоусов, Егоров (ФНС).
Проба пера финансовой ЧК произойдет в деле противостояния с Биг-4. А может, будет выбран другой объект, например, фактическая (а не формальная) деофшоризация».
Цитирование чужого письма закончено. Уточню, Биг-4 это четыре самые крупные аудиторские фирмы Запада.
А теперь есть пара мыслей. Закон, вернее его ключевую статью №5, я, конечно, прочитал, и даже не раз. И в основном согласен с вышеизложенным. Но я совершенно не знаю, как правительство Китая технически регулирует курс юаня. И по сему не могу утверждать, что этим законом наш Центробанк уже лишили его главного полномочия. Хотя можно считать, что не закон, а именно американские санкции сделали именно это. Ведь теперь Центробанку некуда складывать купленную валюту, его валютные счета бездействуют. Но, как говорится, на то и законы, чтобы их нарушать, на то и санкции, чтобы их обходить. Обойти санкции и сохранить свою функцию главного валютного спекулянта в стране для Центробанка пара пустяков. Это раньше Набиуллина с высокой трибуны в Думе говорила о том, как она борется с инфляцией, а в жизни делалось прямо противоположное: бездумная скупка долларов - обвал курса - подсчёт барышей у ЦБ и аффилированных структур. А в конце 2014 года она лично, своими руками, участвовала в этой комбинации, подавая рынку заведомо ложные сигналы. А теперь и говорить-то ничего не надо. Она просто выдаёт кредит некому аффилированному с ЦБ банку. Кредит попадает в распоряжении некой фирмы (с местом на Мосбирже), которая находится в оффшорном владении. И эта фирма, под диктовку клерка из ЦБ, в нужное время покупает и продаёт валюту. Простор для махинаций в этой схеме даже больше, чем то, что творила Набиуллина в конце 2014 года. И никаких громогласных заявлений, как тогда, делать теперь не надо.
А ведь сейчас, под действием санкций, сложилась уникальная и предельно удобная ситуация для смены макроэкономической политики в России. Если найти техничный способ на корню пресечь любые попытки ЦБ вмешиваться в работу валютного рынка, то российская макроэкономическая политика изменится сама собой. Максимум за год, а скорее всего быстрее, подорожавший рубль уравновесит торговый баланс, ибо импортёры бросятся насыщать наш рынок подешевевшим импортом, а промышленность начнёт импортировать подешевевшие машины и оборудование. По смыслу в этом процессе надо учитывать ещё западные инвестиции и вывоз капитала. Но это не особо и важно как в силу санкций, так и из-за того, что у нас ввоз-вывоз капитала традиционно был в разы меньше внешнеторгового товарооборота. Результатом этого процесса будет тот факт, что вся заработанная страной валюта пойдёт в дело у нас в стране, а не будет изыматься Центробанком, и не будет превращаться в бессрочный кредит для США с отрицательной доходностью. Смысл этого подхода состоит в том, что никто курс рубля не регулирует и не устанавливает директивно. Курс устанавливается собой, как результат хозяйственной деятельности.
Вторая половина вопроса - профицит федерального бюджета. Минфин десятилетиями высасывает из нашей экономики инвестиционные ресурсы, отправляя их протухать (чтобы дальше не использовать) в разные кармашки. Два самых любимых - ФНБ и UST. По моим грубым прикидкам там у Минфина уже полностью протухло примерно 15 трлн. рублей. Но Минфину и этого вредительства мало. В апреле 2020 года он списал с баланса ФНБ 2,8 трлн. рублей на бессмысленную операцию, которую можно было провести вообще абсолютно бесплатно. На простой вопрос, - а не лучше ли было бы оставить эти деньги людям на жизнь и бизнесу на развитие, - в Минфине предпочитают не отвечать. Вопрос с Минфином решается просто, в Бюджетный кодекс необходимо ввести норму о полном запрете профицита в бюджетном процессе, а текущие остатки на счетах Федерального казначейства не должны превышать установленной границы. Но и дефицит необходимо ограничить 1-2 процентами, дабы не создавать долговой пирамиды.
Сочетание двух этих половинок создаёт у нас в стране принципиально новое макроэкономическое регулирование . Вместо набиуллинской псевдоборьбы с инфляцией Россия получит таргетирование на нулевой платежный баланс. Просто, как пример, напомню, что именно с таким макроэкономическим регулированием уже 30 лет живёт Западная Европа.
Тем, кто вдруг начнёт беспокоиться, а не случится ли скачок инфляции от такого регулирования, замечу, что в России уже давно нет классической монетарной инфляции, достаточно просто посмотреть по годам на показатель монетизации ВВП. А Набиуллина уже 10 лет борется сама с собой. Обваливая рубль, она вызывает импортируемую инфляцию, за которой и тянутся внутренние цены. При таргетировании на нулевой платёжный баланс монетарная инфляция невозможна, ибо все деньги прижаты в обороте , и «лишних» денег нет, а импортируемая будет убита дешевеющим импортом.
Осталось немного. Центробанк превращает свою ставку рефинансирования в реальный, открытый хозяйственный механизм. Практика «мёртвой» ставки, под которую никто просто так занять в ЦБ не может, прекращается. И вся денежно-кредитная политика ЦБ переводится в режим обычного неокейнсианского регулирования. Если нас устраивает темп роста российской экономики, то ставка стоит на месте. Если темп роста упал, то ставку нужно снижать. Если темп слишком высок и есть признаки перегрева, то ставку нужно повышать. Ничего иного здесь не дано.
Возникает ещё пара вопросов, бегство капиталов и офшорный трейдинг. Мне кажется, что с бегством капиталов вопрос решится сам собой. Санкции нам помогут. С офшорным трейдингом вопрос сложнее, вариантов тут много, а предложений и того больше. Можно задействовать административный ресурс, Росфинмониторинг, налоговую и т.д. Но лично у меня больше надежд на новые обычаи делового оборота. Ведь держать деньги «там» стало не только невыгодно, но и рискованно. Вкладывать некуда, виллы и яхты в опасности. И если олигархат подаст пример, то весь бизнес за ними потянется. А убеждать олигархат наши власти умеют.
Если Мишустин создаст свою «финансовую ЧК», то план действий для неё вчерне готов. Осталось только решить вопрос о том, какого финансового контролёра посадить в ЦБ, дабы оградить экономику России от «капризов Набиуллиной».