Спастись от кризиса

Jan 24, 2016 00:59


                                                                          СПАСТИСЬ ОТ КРИЗИСА
                       Сначала нужны дефиниции, что такое кризис, каковы его причины, чем он реально обусловлен. Падение ВВП России за 2015 год на 3% - это формально кризис. А реально это всего лишь следствие сложившейся в России экономической модели, в которой главным инвестором в экономике стало государство. И когда у государства случился в силу понятных причин бюджетный кризис, оно начало сокращать свои инвестиции. А это, в свою очередь, по цепочке концентрических затрат (через инвестиционный мультипликатор) приводит к реальным потерям в ВВП.
                        Приняв за основу эти несложные рассуждения, можно попытаться разобраться, а что же реально следует сделать в подобной ситуации. Сразу же очевидно, что есть всего один рычаг, за который следует хвататься, чтобы приподнять экономику - это негосударственные инвестиции. Любые попытки уравновесить бюджет за счёт сокращения расходов и увеличения доходов серьёзного результата не принесут, ибо сокращение расходов - это всё те же потери в ВВП по цепочке концентров, а увеличение доходов за счёт роста налогообложения - это сокращение инвестиционных ресурсов бизнеса и платёжеспособного спроса населения. Итак, задача очевидна - рост инвестиционной активности субъектов рынка.
                         В 1938 году, когда вторая волна Великой депрессии привела к падению ВВП США на 38%, было принято совершенно нерыночное решение - напрямую дотировать потребительский спрос граждан на жильё путём долгосрочного ипотечного кредитования. Люди берут 30-летние ипотечные кредиты под 2% годовых и сейчас получают жильё, а казна получает все налоги передельного сектора и налоги на зарплату. Причём не в номинальном выражении, в зависимости от объёма выданных кредитов, а гораздо больше. Ибо инвестиционный мультипликатор в жилищном строительсве равен примерно 3,5-4,0. Ведь кроме стенок нужны дороги, энергоснабжение, сервисная инфраструктура, мебель и домашняя утварь. И всё это будет делать бизнес за счёт своих средств.
                       Как стимулировать спрос граждан на ипотеку? Есть один очень простой приём, ставка по ипотечному кредиту должна быть заметно ниже текущей инфляции. На сегодняшний день это уровень в 7-8 процентов годовых. Её разумно просто ограничить 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ плюс 0,5-1,0 процент банку-агенту за суету. Если в отдалённой перспективе ставка ЦБ начнёт расти, ну, к примеру, до 15-20 процентов, то предельная ставка для заёмщика должна быть ограничена 10% годовых. Любые отговорки, что это предложение тут же породит жульнические схемы, когда банки превратят дешёвые кредиты в собственные пассивы, сразу же отвергается. Схема предельно проста, ни покупатель, ни банк реальных денег не получают. Все деньги хранятся на счетах региональных отделений Федерального казначейства, т. е. по сути в ЦБ. Отделения казначейства и АИЖК на местах отбирают банки, которые станут платёжными агентами, т. е. сборщиками ипотечных платежей. Клиент приходит за кредитом не в банк, а местное отделение АИЖК, где и готовится сделка - что, почём  и у кого покупается, понятно, что цены только рыночные и никакой регулировке не подвержены.  По поручению отделения АИЖК казначейство перечисляет от имени покупателя средства застройщику, и далее происходит регистрация сделки. Одновременно оформляется задолженность покупателя перед банком и банка перед ЦБ (его ТУ). Украсть в этой схеме можно только в одном месте, если застройщик насобироет много платежей и обанкротится. Но и эта дыра легко затыкается. Вводим правило, что банк-платёжный агент обязан вести счета застройщика, что все средства застройщика, полученные по программе, хранятся на специальном счёте в только в этом банке, расходуются только по целевому назначению и строго под контролем банка (т.е. без корпоративов, загранкомандировок и чартеров), ну и главное - банк даёт гарантии АИЖК в том, что в случае банкротства застройщика заканчивает стройку сам за свои средства и передает объекты покупателям. Для вторичного рынка схема гораздо проще и абсолютно надёжна, расписывать не буду.   Почему об этой схеме молчит Игорь Шувалов для меня полная загадка, ведь АИЖК - это по сути его детище и его зона ответственности. А ведь вполне мог бы примерить на себя тогу спасителя Отечества. Примеряется только одна версия, в аппаратных делах его совсем заклевал Аркадий Дворкович, который спит и видит, как бы всё, включая Газпром и Роснефть, подешёвке распродать под предлогом острого бюджетного кризиса.
                       Кстати, предложенную схему долгосрочного финансирования в наших условиях имело бы смысл распространить и на газификацию
частного сектора, ведь замы нашего премьер-министра ну никак не могут решить этот вопрос. А для АИЖК это будет ну сущая мелочь.
                       Есть и ещё один рецепт избавления от бюджетного кризиса, он подробно изложен в книге "Синтетическая экономика" и уже скоро будет 20 лет, как он известен чиновникам правительства и администрации президента. Речь здесь идёт о радикальной реформе ЦБ как эмиссионного центра по кальке США, Швейцарии и Гонконга. Но ни наши власть имущие, ни наши олигархи всё никак не дозреют до абсолютно очевидной реформы.

Игорь Шувалов, Газпром, Роснефть, Аркадий Дворкович, бюджетный кризис

Previous post Next post
Up