Самотёчка и потопы

Aug 04, 2012 06:32

Было наводнение в Москве. Народ живо всколыхнулся: Мосводканал, канальи, не работают по понятиям! На самом деле - работает вполне нормально. И «кровавый режим» тут ни при чем. Правда, когда я привела пруф на тему наводнения 1949-го года, мне втирали, что в этом был виноват другой не менее кровавый режим - сталинский. Ок, ок, но я с тех пор очень хочу пройтись по истории Москвы в свете наводнений. Итак, немного про наводнения и одну речку. Это не значит, что наводнения именно с Самотечкой были связаны, мне показалось удобным объединить две темы в одну, не писать же 2 поста?

Все помнят речку Неглинную, она же Неглинка? Да, которую замуровали в трубу после пожара 1812 года. Казалось бы, при чем тут она? Очень даже притом. Будучи замурованной, она играет не последную роль в потопах Москвы. Так что можно смело сказать Мосводканалу спасибо, что центр города затопило всего лишь по колено, а не больше, если бы Неглинка решила принять участие в водной оргии.

Но надо сказать, что под Москвой заключено в трубы и коллекторы около 240 рек. Из-за этого, в том числе сложности с постройкой высотных зданий: что-то не там спроектируешь, и все провалится в коллекторы. Неглинка - самая известная из них, и самая длинная. Ну, может еще известны Ходынка, Пресня и Неверка. Мне лично еще Язвенка и Городня хорошо знакомы, по истории Царицыно: собственно Городня образует запруды, называемые Царицынскими прудами. Ветку Царицыно - Орехово на моей памяти затапливало пару раз по весне, 2001 и 2003 года из-за прорыва вод Городни. Правда, после последнего, особо сильного, туннели метро укрепили и поставили какие-то особые сваи.

Но мы не будем отвлекаться от левого притока Москвы-реки.

Кремль в 1156-1339 гг:



Посмотреть всю карту


Топонимика, я без нее не могу, своеобразное хобби: существуют четыре версии происхождения названия - от слова «неглинок» (болотистое место с ключами) и по смыслу - не глинное дно, песчаное. С 1401 года она упоминается, как Неглимна, что происходит от северного термина мегла/негла - лиственница, и это подверждает местность «Занеглименье». Есть еще восхождение к балтийскому языку: ne-glim-in, глубина, то есть неглубокая речка. У Неглинки есть второе название - Самотёчка, тут только Капитан Очевидность будет изучать происхождение названия.

По мнению Забелина, первый каменный мост через Неглинку - Троицкий был возведен уже в 1367 году. В 1516 году он был перестроен по проекту Фрязина и представлял девятипролетный мост. Некоторые пролеты были непроточными и создавали запруды на речке в фортификационных целях. Ну, да, Троицкий тогда звался Ризоположенским, как и ворота.



Уже в 1496 году в летописи упоминается о московском наводнении: «Зима люта бысть, мразы быша велики и снеги, а на весне на Москве и везде поводь зело велика бысть, и за много лет такой поводи не помнят».

Неглинка на Петрове чертеже 1597 года, можно увидеть деревянный Воскресенский мост:



Посмотреть всю карту


Через Неглинку в 1601-1603 годах во время правления Бориса Годунова был переброшен каменный мост - Воскресенский. В 1607 и 1655 годах были отмечены нешуточные потопы, во время последнего даже была разрушена стена Кремля и снесены мосты.
Годунов чертеж 1614 года, кроме Воскресенского моста можно увидеть деревянный «прототип» Кузнецкого моста:



Посмотреть всю карту


Изначально на Воскресенском мосту были зубцы, как на кремлевских стенах. Поэтому работа Васнецова, к сожалению, не пруф: художник руководствовался Сигизмундовым планом. Но красотой нельзя пренебрегать:



Позже, в 1740 году мост был перестроен по проекту архитектора Гейдена. Кстати, по названию работы Васнецова мост, оказывается, имел второе имя - Курятный. Насколько мне известно, на этом мосту велась в принципе живая торговля, но чем, нигде не нашла. Предполагаю, что на мосту располагались курятные ряды, иначе откуда альтернативное название? Насчет того, крытый ли был мост, есть сомнения. Вики говорит, что да, но ей не всегда можно доверять, подтверждения я не нашла. Но тем не менее, немного красоты:



Воскресенский мост 18 века:



В 1754 -1761 годах Кузнецкий мост перестал быть деревянным и стал трехпролетным каменным мостом по проекту Ухтомского.



В 18 веке упоминается о семи наводнениях, когда рухнул Всехсвятский, он же Каменный мост через Москву-реку. Тогда было решено выстроить Водоотводный канал вдоль центральной излучины Москвы-реки. А Неглинку Екатерина Великая велела заключить реку в открытый канал, по берегам разбить сады для гуляний и устроить фонтаны. Проекты полностью не были реализованы, итак Неглинная в прожекте на плане Москвы Прожектированной 1782 года (копия) и утвержденного Екатериной II в 1775 году.



Посмотреть всю карту



Московские власти неоднократно отмечали неблагоприятное санитарное состояние местности у Неглинки. Кремлёвский обер-комендант писал: «В разсуждении всякаго от мяснаго ряду и харчевен нечистоты и помету происходит не только в летнее время, но и в зимнее, вредная мерзкая вонь, так что проезжающим в Троицкие ворота через мост, а паче мне и прочим живущим в Кремле, не меньше же и близь того пруда на Неглинной обывателем по той нечистоте может наносить вредительную болезнь». «Еще в екатерининские времена она (Неглинка) была заключена в подземную трубу: набили свай в русло речки, перекрыли каменным сводом, положили деревянный пол, устроили стоки уличных вод через спускные колодцы и сделали подземную клоаку под улицами. Кроме «законных» сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку». После пожара 1812 года Комиссия для строения города Москвы постановила «открытый канал с бассейнами по недостаточному в нем течению воды от накопившейся нечистоты, производящей неприятность в воздухе, перекрыв арками, засыпать». Проект был реализован в 1817-1819 году, речка была замурована в коллекторы; Воскресенский и Кузнецкий мосты были засыпаны, а Петров - разрушен.



В 1820-1823 годах на месте замурованной речки были разбиты Александровские сады. Изначально они были разбиты на три сада, сейчас их принято называть в единственном числе, но границы можно заметить.



Прожектированный план Москвы 1825 года. Красной линией, я так предполагаю, обозначена замурованная Неглинка:


>
Посмотреть всю карту

Но тем не менее, XIX век не обошелся без потопов: тогда были сделаны отметки на стенах Новодевичего монастыря. Во второй половине XIX века коллектор Неглинной не справлялся с потоком. В 1880-х годах велась подготовка к реконструкции коллектора Неглинки, небезызвестный Гиляровский вошел в состав комиссии, которая была создана для осмотра старого обветшавшего русла. В репортаже он опубликовал отчет комиссии:
Свод трубы довольно хорошо сохранился, но местами в нем имеются продольные трещины, особенно большие под Театральным проездом и близ Сандуновского фонтана, на протяжении 60 сажен. Местами же свод осел и сузил канал. Канал суживается также сетью газовых и водопроводных труб, пересекающих его. Канал имеет на своем протяжении извилины и крутые повороты, особенно частые на пути от Малого театра до Театрального бассейна. Стены канала имеют толщину 4 кирпича, а свод - 2 кирпича. Пол состоит из двойного ряда досок, настланных вдоль канала. Стены канала лежат своим основанием на трех рядах свай, а пол укреплен на поперечных бревнах, врезанных концом в эти сваи. Пол местами сгнил; доски его отрываются течением и загромождают канал. Высота канала не одинакова. Местами человек высокого роста мог идти свободно по дну канала, местами же, благодаря наносам, почти невозможно было проползти лежа.

Тропа Гиляровского, по мнению диггеров:



В знаменитой книге «Москва и москвичи» дядя Гиляй посвятил целую главу «Тайны Неглинки» спуску в коллектор в начале 70-х годов XIX века.:

И вот в жаркий июльский день мы подняли против дома Малюшина, близ Самотеки, железную решетку спускного колодца, опустили туда лестницу. Никто не обратил внимания на нашу операцию - сделано было все очень скоро: подняли решетку, опустили лестницу. Из отверстия валил зловонный пар. Федя - водопроводчик полез первый; отверстие, сырое и грязное, было узко, лестница стояла отвесно, спина шаркала о стену...

Я задел обо что - то головой, поднял руку и нащупал мокрый, холодный, бородавчатый, покрытый слизью каменный свод и нервно отдернул руку... Даже страшно стало. Тихо было, только внизу журчала вода. Каждая секунда ожидания рабочего с огнем мне казалась вечностью. Я еще подвинулся вперед и услышал шум, похожий на гул водопада. Действительно, как раз рядом со мной гудел водопад, рассыпавшийся миллионами грязных брызг, едва освещенных бледно - желтоватым светом из отверстия уличной трубы. Это оказался сток нечистот из бокового отверстия в стене...

Все чаще и чаще над моей головой гремели экипажи. С помощью лампочки я осмотрел стены подземелья, сырые, покрытые густой слизью. Мы долго шли, местами погружаясь в глубокую тину или невылазную, зловонную жидкую грязь, местами наклоняясь, так как заносы грязи были настолько высоки, что невозможно было идти прямо - приходилось нагибаться , и все же при этом я доставал головой и плечами свод. Ноги проваливались в грязь, натыкаясь иногда на что - то плотное. Все это заплыло жидкой грязью, рассмотреть нельзя было, да и до того ли было...

Опять над нами четырехугольник ясного неба. Через несколько минут мы наткнулись на возвышение под ногами. Здесь была куча грязи особенно густой, и, видимо, под грязью было что - то навалено... Полезли через кучу, осветив ее лампочкой. Я ковырнул ногой, и под моим сапогом что - то запружинило... Перешагнули кучу и пошли дальше. В одном из таких заносов мне удалось рассмотреть до половины занесенный илом труп громадного дога. Особенно трудно было перебраться через последний занос перед выходом к Трубной площади, где ожидала нас лестница. Здесь грязь была особенно густа, и что - то все время скользило под ногами. Об этом боязно было думать.

А Федю все - таки прорвало:

- Верно говорю: по людям ходим.

Я промолчал. Смотрел вверх, где сквозь железную решетку сияло голубое небо. Еще пролет, и нас ждут уже открытая решетка и лестница, ведущая на волю.

Мои статьи о подземной клоаке под Москвой наделали шуму. Дума постановила начать перестройку Неглинки, и дело это было поручено моему знакомому инженеру Н. М. Левачеву, известному охотнику, с которым мы ездили не раз на зимние волчьи охоты.

С ним, уже во время работ, я спускался второй раз в Неглинку около Малого театра, где канал делает поворот и где русло было так забито разной нечистью, что вода едва проходила сверху узкой струйкой: здесь и была главная причина наводнений.

Был произведен капитальный ремонт и переустройство трубы на всем протяжении. Тоннель был разделен на три участка, на каждом из которых свод коллектора и мостовая были раскрыты в 12 местах. Вода из тоннеля с помощью насосов была отведена в деревянные, обшитые железом лотки, подвешенные на высоте 1,5 аршина над дном канала. При реконструкции тоннель был расчищен, стены оштукатурены, дно углублено и выполнено в виде обратного свода, лоток выложен тарусским камнем. В начале XX века от Самотечной площади до Сущевского вала была убрана часть Самотечки и ее притока - речки Напрудной. Также был достроен участок рядом с Метрополем и Малым театром - Щекотовский тоннель. По этому образцу предполагалось перестроить все коллекторы, но ПМВ помешала. Старые коллекторы не справлялись с потоками воды во время ливневых дождей, поэтому Москву не раз затапливало.



Докладъ N128-й Московской городской управы о ея мЪроприятiяхъ по борьбе съ наводненiемъ, по организацiи помощи пострадавшему населенiю и о размЪрахъ убытковъ, причинённыхъ наводненiемъ 25 апреля 1908 г.
«Накануне Светлого праздника [Пасхи] Москву посетило огромное бедствие: разлив р. Москвы, наступивший в настоящем году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания... Разливом рек Москвы, Яузы и Водоотводного канала захвачена была более или менее значительная площадь 12 полицейских участков города, но особенно пострадали 5 участков по правую сторону р. Москвы: 2-й Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой. Наводнение этого года охватило до 4 миллионов кв.сажен, т.е. почти 1/5 всей площади города...»



Москва-река и Водоотводный канал тогда слились в одно русло шириной 1,5 км. Почти 100 км московских улиц и переулков ушло под воду. Общая сумма ущерба оценивалась в 20 млн. рублей.



«О размерах разлива лучше всего можно судить по дому сторожки Бабьегородской плотины, где помещается контора 5-го инженерного участка. На этом доме, принадлежащем городу, имеется отметка, свидетельствующая об уровне весеннего разлива 1856 г., находящаяся на высоте 4,65 саженей (10,14 м) над уровнем летнего меженя в реке Москве у Данилова монастыря.
Городское управление считало эту отметку сомнительной. Она была сделана 80-летним стариком-сторожем при Бабьегородской плотине, скончавшимся года два тому назад, по памяти. Ей не доверяли. И когда городская управа желала установить нивелирную норму для ближайших к воде районов, она остановилась на норме 4,50 (9,81 м), которой достигла вода в самое сильное наводнение 9-го апреля 1879 г. Установив такую нивелирную норму, городская управа уже не строила своих зданий ниже этой нормы.
Нынешнее наводнение превзошло эту норму почти на полтора аршина - 0,45 саж. Сомнительная норма 1856 г. равняется приблизительно 4,60. Другими словами, и эта норма была в нынешнем году превзойдена на 0,35. Другими словами, уровень воды при нынешнем разливе поднимался на 15 аршин без 0,05 саж. (10,54 м)...»
«Русское слово» 29 (16) апреля 1908 года



После этого наводнения было предложено несколько идей проектов, и некоторые из них были реализованы гораздо позже, уже в советское время, при строительстве канала им. Москвы со системой гидроузлов. Наводнения, конечно, случались и позже, но не такие глобальные.

1926 год:


1927 год:


1960 год:


1965 год:


В 1974 году было очередное потопление центра Москвы и Неглинка была пущена через семикилометровый коллектор большого сечения.



Но это не спасло город от потоплений: в 2005 году подтопило Неглинную улицу, а в 2006 - первые этажи на Шоссе Энтузиастов.

Ну и небызвестная пятница, 13 этого года. Не факт, что сама Неглинка виной, рек-то много, и старых коллекторов тоже...


И, да, про Воскресенский мост. Его часть можно увидеть в Московском археологическом музее, и там слышно, как течет Неглинка.



Неглинка сейчас считается сильно загрязненной речкой.



И по слухам, там водятся тараканы-альбиносы длиной 10 см, которые очень шустро плавают. :)



Наконец закончила. И, да, надо будет разок в диггера поиграть.

Апдейт, обнаружила, что фреймы со сайта ретромапс не пашут в журнале. Так что - карты придется смотреть по ссылке, но они того стоят.

занудство, московское, история

Previous post Next post
Up