А все-таки хороший у нас в Метрополитене Брейгель. Именно что "мужицкий", самый что ни на есть. Пишут, что это одна из шести картин в серии, посвященной временам года. Откуда у них столько времен года, не совсем ясно.
Прочитав не так давно книгу Мишеля Гибсона "Мельница и крест", посвященную одной-единственной картине Брейгеля "Путь на Голгофу", я понял, что Брейгель ничего не писал зря, ни единой черточки - все должно обозначать что-то и что-то символизировать. Кстати говоря, польский режиссер Лех Маевски снял в Швеции фильм по этой книге -- судя по всему, прекрасный фильм. Не смотрел еще - в данный момент качается из торрентов. В отличие от итальянцев, для которых важен был общий замысел, а детали служили исключительно украшением, фламандцы, и особенно Брейгель, вкладывали массу потаенных смыслов и символов, включая религиозные, политические и просто мировоззренческие.
Грушевое дерево в центре композиции вне всякого сомнения -- Древо Жизни. Именно так его и представляли - с длинным тонким стволом и развесистой кроной, дающей тень праведникам в саду Эдема. Один из праведников спит глубоким сном уставшего в трудах человека, другие - подкрепляют свои силы похлебкой из молока и хлеба. Перед каждым лежит груша, припасенная на десерт - тот самый плод Древа Жизни, исцеляющий от недугов и дарующий вечную жизнь. Интересно, что очень похожая фигура спящего человека является центральной в другой картине Брейгеля - "Страна лентяев", изображающей другой вариант рая - полное и абсолютное изобилие. Однако же часть персонажей картины продолжают трудиться - работа, похоже, идет посменно. Что они собирают, не совсем ясно. В русской традиции картина называется "Жатва", так же примерно ("De Oogst"), она называется в традиции родной, нидерландско-фламандской. В Мете ее именуют "The Harvesters" - "Сборщики урожая". Однако же есть и иное название - "Corn harvest" или "Сбор кукурузы", появившееся видимо, потому, что пшеница показалась слишком высокой, почти с человеческий рост. То ли фламандцы были низкорослы в те стародавние времена - сейчас они считаются самыми высоки людьми на Земле - то ли пшеница была иная, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это, все-таки, пшеница.
Дело в том, что картина эта находится в гугловском проекте "Google Art Project". Ее можно рассмотреть в таком невероятном приближении, что дух захватывает. Каждый мазок виден, как под микроскопом. Выясняется, к примеру, что вдалеке, на зеленой лужайке, играют дети. У них, может быть, перемена в школе, и они вышли на лужайку поиграть. Но играют они в игру, несколько странную для нынешних школьников. Она называется "закидывание петуха" и заключается в том, что живого петуха привязывают к шесту, а играющие попеременно кидают в него палки, пока он не умрет. Древняя кровавая забава - из того же, по сути, ряда, что и собачьи бои или коррида. Тот же Мишель Гибсон в своей книге рассказывате, что в некоем фламандском городе испанцы схватили лидеров Реформации и пытали их на дыбе или колесовали - не помню уже - на главной площади. Через три дня собрались снять, но граждане города попросили оставить еще на пару дней, не все как следует рассмотрели. Другие времена, другие нравы.
А вот линк на гугловский проект. Конечно, картина не предполагала столь детального рассмотрения. Куда лучше сходить в музей и посмотреть ее именно в том виде, в каком предполагал художник. Но ведь не у всех и не всегда получается. Да и хочется все же залезть туда, куда залезать, может, и не нужно вовсе. Чисто по человечески.
http://www.googleartproject.com/collection/the-metropolitan-museum-of-art/artwork/the-harvesters-pieter-bruegel-the-elder-netherlandish-breda-ca-15251569-brussels/653014/