Высказыванию не подлежит

Nov 18, 2010 05:38

У каждого в глубине души есть нечто святое, свой мир, который как о нем не скажи, не откроется другому человеку. И сама эта невозможность высказать себя является очень интересным мотивом, об этом пишут в стихах и прозе, это изучают философы и литературоведы. Все знают, что "мысль изреченная есть ложь", я вот впервые услышал это в десятом классе на уроке композиции, тогда я не знал, что это Тютчев (послушайте кстати, читает Набоков). Я сам много раз убеждался, что это так, злился на слова, говорил, что слова - это трупы мыслей, что мы можем только анатомировать чужую речь, но опыт на живом теле мысли нам не поставить. Ругая слова я думал, что хоть как-то передать уникальное содержание человеческой души поможет искусство, особенно эффективной я считал музыку. Но в один прекрасный год я приобщил к своему сознанию структуралистский дискурс, перестал игнорировать поэзию и вообще много всего для себя открыл и теперь понимаю, что слова - неотъемлемая часть искусства, как и язык вообще, и нет искусства вне языков, и что любое средство выразительности - это тоже язык. Перед лицом чистого духа звуки, картинки, слова, в стихах или прозе мало чем отличаются друг от друга.

Но не отказываться же нам от дара речи, просто надо уметь ждать, верить и никогда не останавливаться. Профессор Шноль 60 лет делал одно и то же измерение, каждый день. Его не понимали не только отдельные люди, но все научное сообщество. Почти всю жизнь его считали сумасшедшим, за это время уже сто раз можно было опустить руки, но он был верен своиму идеалу - чистой науке, никогда не останавливался и все-таки доказал, что дело всей его жизни достойно внимания. Нейрофизиологи научились изучать мозг человека, находящегося в сознании. Наука долго шла и наконец подобралась к своему объекту на расстояние вытянутого аксона. Так и у нас есть шансы добраться до души человека, просто для этого придется прибегнуть к ненаучным методам, таким как любовь. Этот путь более субъективен, в науке нам легче опереться на чужой опыт, а в любви к ближнему каждый человек сам проделывает весь путь, пройденный всем человечеством. Мы сами пробуем все способы мыслить о Высшем, в детстве нам ближе язычество, а дальше так или иначе происходит нечто вроде пришествия Мессии. Мы понимаем, что все происходящее есть жизнь, и это чудо, но есть и смерть, и она неизбежна, если ничего не менять. Но у нас есть шанс все изменить и спастись и этот шанс так или иначе связан с другими людьми, в которых и находится Бог и через которых он общается с нами. Это легко понять например отсюда: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне” (Матфея 25:34-36). Этот отрывок я понимаю вполне буквально, хотя и символический план не отрицаю. Слушая другого мы как бы тоже принимаем у себя странника, пытаясь понять его мы посещаем узника в темнице. А пытаясь высказать невысказываемое мы как бы следуем вот этому: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;  ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.» (Матфея 7:7,8) Это гордость говорит нам, что есть вещи, которые нельзя высказать, что все люди обречены на изолированность и непонимание. Просто нужно просить, искать, стучать, а для этого нужно смирение все-таки. Это очень сложно, но не сложнее, чем просто верить в Бога.

А теперь выводы. Я придумал как метафорически объяснить сложность передачи сокровищ своей души, и как все же достичь понимания. Истина подобна «яичнице по-эверестски», рецепт прост: 1. Заберитесь на Эверест 2. Приготовьте яичницу. Яичница настолько понятна, а Эверест настолько далек, что нам кажется, что ну его, тот Эверест, ведь главное - яичница. Из-за такого упрощения истина всегда банальна и проста, оскорбительно проста, хочется голову поломать, а не над чем. Тот же, кто был на Эвересте и ел там яичницу, понимает, что суть не в ней, но слов для описания того, как он поднимался на Эверест у него нет, что об этом говорить, подниматься надо, зато о яичнице слова есть, она в самом деле была особенная, каждая ее частица была ценной, каждая молекула белков и жиров почти осознанно переваривалась, то, что она пять минут сохраняла тепло воспринималось как Дар Божий! Но описывая яичницу путешественник наверняка несколько раз скажет, "Да ладно, это не важно, я не об этом", ведь перед глазами у него будут стоять все эти виды, он же был на вершине мира и понял, как прекрасно и ценно все, даже яичница. Вобщем путь к пониманию ценности простой яичницы нередко лежит через Эверест. Так и с пониманием другого человека, и с высказыванием сокровенного, это возможно, но это так же сложно как вдруг бросить все и отправиться на вершину мира. В одном разговоре в самом деле себя не высказать, для этого просто нужно общее время и пространство. Только прожив с человеком очень долго, сделав с ним много совместных дел, постоянно будучи осознанным и внимательным можно надеяться на то, что есть хотя бы один человек, с которым возможен эффективный обмен внутренними мирами. Есть еще и подвижнические пути, пути святых, но что я о них могу написать, об этом и без меня написано достаточно.

Это все так сложно, только если задаться целью, если вам интересен такой путь, но есть и другой способ, описанный в этом чудесном посте, а мой пост просто опровергает эту невозможность поделиться сокровенным.

Бог, мысли, жизнь, просебятина

Previous post Next post
Up