Был сегодня в глазной больнице у знакомого окулиста, но у него оказался неожиданно тяжелый день, несколько операций, из-за чего мне пришлось ждать часа три. Вобщем я оказался наедине со своими мыслями, книжку или плеер не взял, но это и к лучшему, ведь мне было над чем подумать и за чем понаблюдать.
Старики. Там было очень много пожилых людей, небрежно одетых, с палками, с повязками на глазах. Они все время перемещались из одного унылого помещения в другое или
ждали перед кабинетами, образуя унылые молчаливые очереди. Обо всех этих стариках нельзя было сказать ничего похожего на мудрый, уважаемый, интеллигентный. Вместо этого приходило в голову нечто вроде: жалкий, немощный, ненужный. В их глазах не было ничего живого, не считая болезней, конечно. Ни одной улыбки. Все взгляды устремлены вовнутрь, причем не с целью разобраться в себе, преодолеть проблему, а с целью наблюдения за тем, как утреннее уныние, дневная апатия и вечерняя жалость к себе сменяют друг друга.
Разговор. Смотровой кабинет был все время открыт, поэтому я слышал все разговоры врачей с пациентами. Вот заходит очередная старушка с плохим зрением, и после каких-то назначений доктор говорит ей: Ну вот, как раз с 4-х метров будете видеть телевизор, может даже субтитры будете читать. А по старушкиному взгляду было видно, что большего ей и не надо. Тут меня как-то вобще накрыло, дело в том, что я часто вижу некое явление, как процесс достижения цели, устремление к чему-то. Тоесть зрение в данном случае служит обеспечению вот такого досуга, сидения перед телевизором. Не нужно смотреть вдаль, открывать новое, получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Никому из них этого не нужно потому что они давно уже являются пустыми телами. Их души разорвали с ними связь и ждут смерти тела. Конечно они в этом не виноваты. Все это очень мрачно, но такова наша страна вобщем-то, трудно в ней чувствовать себя человеком, особенно пожилым. Вспомнил стариков в Германии, подтянутых, уважаемых, общительных. Там не возникает вопрос, Зачем? Зачем здесь все эти люди? Они больше не хотят здесь быть!
Зачем люди. Я представил два варианта. Посмотрел на всех этих людей, врачей, болезни и способы их лечения, как на полезный процесс, вроде починки винтиков машины, представил, что каждый из пациентов сейчас восстановит себе зрение и снова станет в строй, будет делать нечто для всеобщего блага. Ну такие вроде бы мысли модерниста 20-х годов. Но там не было ни одного эффективного винтика! Потом представил всех людей как духовных созданий, радующихся тому, что сейчас кто-то восстанавливает свое здоровье, улыбающихся всем, благодарящих врачей и друг друга за приятно проведенное время. И таких я там не увидел ни одного. Разумеется я не был исключением, так же как и все был погружен в себя, угрюм и мрачен. Получается люди, особенно пожилые не нужны ни стране, ни семье, ни друг другу. Но вернемся к зрению, конечно если взгляд потух, и ВИДЕТЬ уже ничего не хочется, остается лишь необходимость смотреть, это еще не значит, что зрение не надо восстанавливать. Но ведь надо восстанавливать и то, что можно ВИДЕТЬ, свою среду обитания и общения.
Врачи. В отличии от пожилых пациентов, которые как-бы спят наяву и видят сны о собственном страдании врачи умудряются держаться вполне даже прилично. Я совершенно уверен, что их не посещали в тот момент мысли, вроде моих. В них я увидел какой-то внутренний стержень. Их зарплаты ничтожны, работа очень утомительна, но они верны своей миссии. Видимо их вполне устраивает такая концепция восстановления зрения у пожилого человека, по которой видеть им надо хотябы для того, чтобы они сами могли удовлетворять свои жизненные потребности, чтобы родным было за ними проще ухаживать. Все это верно! Но все равно у меня этот вопрос глупый - зачем? Зачем дотягивать, продлять жизнь еще на год-два? Ради того, чтобы родные, те, кто работает, платит, чувствовали себя добрыми и милосердными?
Барсуков. Хороший специалист по глазам. При первой встрече он сильно удивил меня тем, что ни одного слова не произнес без шутки или подтекста. Потом, после назначения уже, рассказывал мне как правильно разводить диких кабанов. Что они тебе не свиньи, они только дважды в год дают потомство, поэтому нельзя так просто, настрелять сколько хочешь. Причем конец истории он рассказывал после того, как медсестра позвала его к телефону. Позвонившим пришлось ждать минуты три. Я вообще-то люблю таких людей. Я и сам редко говорю серьезно, коротко и по существу. Но я хотел простых и понятных разговоров о моих глазах =) Мама назвала его шукшинским персонажем, надо будет глянуть эти фильмы. А сегодня он описывал антибиотики так, как-будто он говорит о своих друзьях, или об актерах, описывая где они и кого играли... Это просто потрясающе! Так что все вцелом то все хорошо! =)