Российская Федерация в лице ФКП «Союзплодоимпорт» одержала громкую победу в длящемся почти десять лет судебном споре за международные права на водочные бренды Stolichnaya и Moskovskaya. Апелляционный суд в Гааге 24 июля подтвердил решение первой инстанции, признав, что голландская Spitits International B.V., входящая в SPI Group Юрия Шефлера,получила права на советские водочные марки недобросовестным путем. Юристы называют этот вердикт прецедентом, который может повлечь за собой аналогичные судебные решения и в других странах.
Россия начала судебную тяжбу против зарегистрированной в Люксембурге компании SPI Group за возвращение международных прав на водочные марки Stolichnaya и Moskovskaya в 2003 году. Бизнесмен Юрий Шефлер получил права на 43 советских водочных марки в 1997 году, приобретя их у государственного ВВО «Союзплодоимпорт». Сообщалось, что сумма сделки оценивалась в $300 тыс.После приватизации брендов г-н Шефлер добился их международной регистрации за компаниями, входящими в SPI Group, по всему миру.
В 2001 году РФ признала незаконной продажу брендов г-ну Шефлеру. Советские водочные марки были переданы созданному в 2002 году ФКП «Союзплодоимпорт», после чего казенное предприятие начало судебные процессы против SPI в разных странах мира, чтобы лишить компанию возможности продавать водку Stolichnaya и Moskovskaya.
Судебный процесс в Нидерландах против компании Spirits International B.V., зарегистрированной в качестве правообладателя спорных брендов в странах Бенилюкс, начался в феврале 2003 года. В июне 2006 года ФКП «Союзплодоимпорт» сообщило, что окружной суд Роттердама принял решение в пользу РФ, признав, что приватизация торговых марок проходила с нарушениями. Де-факто суд признал, что права на товарные знаки Stolichnaya и Moskovskaya на территории стран Бенилюкс принадлежат РФ, говорилось в пресс-релизе «Союзплодоимпорта».
SPI Group тем не менее не признала своего поражения и решила оспорить решение суда. Но спустя шесть лет суд апелляционной инстанции в Гааге подтвердил решение первой инстанции. Голландский суд счел, что г-н Шефлер приобрел торговые знаки недобросовестным путем и законным владельцем марок остается РФ. Таким образом, правообладатель имеет полное право добиваться запрета на продажу водки Stolichnaya и Moskovskaya компанией Spirits.
Кроме того, суд в Гааге постановил, что Spirits не имеет права использовать выражения Russian vodka («русская водка») или Made in Russia («сделано в России») на бутылках спиртного, так как было доказано, что водка SPI Group под этими марками производится на заводе компании в Латвии и отношения к России не имеет.
Получить комментарий в SPI Group не удалось. В ФКП «Союзплодоимпорт» затруднились дать оперативный комментарий по этому делу. При этом источник РБК daily в казенном предприятии назвал судебное решение «знаковым» и «историческим». С подобной оценкой согласны и независимые эксперты в области интеллектуальной собственности.
«Впервые европейский суд признал факт недобросовестных действий при проведении сделок с товарными знаками со стороны компании Юрия Шефлера», - утверждает партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Константин Суворов. По его мнению, это решение будет рассматриваться как важный прецедент в судебных разбирательствах между ФКП «Союзплодоимпорт» и SPI Group в других европейских странах.
Юрист напомнил, что у ФКП есть международная регистрация на товарные знаки Stolichnaya и Moskovskaya, однако госкомпания получала отказы на их регистрацию в ЕС в связи с тем, что они уже были оформлены на другое лицо. «Теперь суд освободил «Союзплодоимпорту» пространство в странах Бенилюкса, и компания может оперативно получить права на работу со спорными знаками на этой территории, - отметил г-н Суворов. - По мере того как она будет отъедать по кусочку европейский рынок, она будет расширять свою правовую охрану на новые территории, выдавливая SPI Group с рынков».
Прочитано
здесь Как и предсказывала РБК daily, SPI Group Юрия Шефлера пришлось окончательно отказаться от использования термина Russian vodka при производстве и продвижении своего флагманского бренда Stolichnaya. Раньше компания производила водку в России, доставляла ее цистернами в Латвию и там бутилировала. Однако год назад Ростехрегулирование запретило экспорт российской водки наливом. Ранее попытки запретить SPI Group называть свою продукцию «русской» безуспешно предпринимали государство в лице ФКП «Союзплодоимпорт» и компания «Русский стандарт».
Конфликт вокруг права SPI Group называть свой флагманский бренд Stolichnaya «русской водкой» разгорелся еще в 2006 году. Амбициозный «Русский стандарт», только начавший осваивать американский рынок, потребовал через суд запретить компании Pernod Ricard, являвшейся дистрибьютором Stolichnaya в США, использовать термин «русская водка» при продвижении продукта.
«Русский стандарт» утверждал, что Stolichnaya разливается в Латвии на принадлежащем SPI Group заводе Latvijas Balzams. В Pernod Ricard, со своей стороны, отмечали, что Stolichnaya является подлинно русской водкой, производимой в России на предприятиях в Тамбове и Калининграде из русского зерна и воды. И только потом водка разливается по бутылкам в Латвии. В ответ SPI Group попыталась оспорить право «Русского стандарта» производить водку под этим брендом, мотивируя это тем, что название «Русский стандарт» является описательным, раскрывающим технологию производства и подходящим для любой водки, производимой в России. После нескольких лет судебных разбирательств стороны подписали мировое соглашение в Нью-Йорке и в апреле 2010 года отказались от взаимных претензий.
Одновременно с «Русским стандартом» на запрете использования термина «русская водка» в продукции SPI Group настаивало и ФКП «Союзплодоимпорт» - правообладатель бренда «Столичная» в России. Возглавлявший в 2008 году ФКП Владимир Логинов пытался закрепить права России на использование термина «русская водка» как обозначения географического происхождения в транах ЕС. Однако и эти попытки не принесли результата, так как юристам SPI Group каждый раз удавалось предъявить доказательства русского происхождения водки Stolichnaya.
Поворотным в этой ситуации стало решение Ростехрегулирования, которое в апреле 2010 года внесло дополнения в ГОСТ Р 52194-2003 «Водки и водки особые. Упаковка, транспортирование и хранение», из которого был исключен абзац, позволяющий экспортировать продукцию за рубеж наливом - в цистернах, титановых бочках и специализированных контейнерах. Именно так безымянная водка поставлялась из Тамбова на рижский завод SPI Group, превращаясь там в Stolichnaya. При этом поправки в ГОСТ были приняты по представлению Следственного комитета прокуратуры, заявившего, что подобным образом реализуются преступные схемы.
Структуры SPI Group пытались через суд оспорить правомерность внесения подобной поправки в ГОСТ. Последнее заседание по этому поводу состоялась в мае 2011 года в апелляционной инстанции, которая приняла сторону Ростехрегулирования.
Тем не менее в SPI Group были готовы к тому, что компании придется отказаться от термина «русская водка». Как следует из документов Федерального американского казначейства (есть в распоряжении РБК daily), еще в июле 2010 года в бюро по алкоголю и табаку поступила заявка от компании William Grant & Sons (нынешний дистрибьютор Stolichnaya в США) на регистрацию товарного знака в виде новой этикетки Stolichnaya. При сохранении всех узнаваемых графических элементов на новой этикетке отсутствует крупная надпись Russian Vodka и более мелкая Imported Russian Vodka. В новом варианте слово russian заменено на premium. В графе «страна происхождения» вместо России, как это было раньше, теперь обозначена Латвия.
Stolichnaya уже без упоминания о России фигурирует в рекламных роликах и материалах компании начиная с декабря 2010 года. РБК daily не удалось получить оперативный комментарий от SPI по этому поводу.
В ФКП «Союзплодоимпорт» с удовлетворением восприняли отказ SPI Group от претензий на русское происхождение водки. «Наша позиция была и остается принципиальной: только водка, произведенная в России обладателями исключительного права на наименование места происхождения товара, может называться Russian Vodka», - заявил РБК daily гендиректор ФКП Игорь Алешин. В пресс-службе компании "Русский стандарт" также довольны решением конкурента. «Мы приветствуем решение SPI об информировании потребителя об истинном происхождении товара, при этом никакого отношения к его принятию не имеем, - заявили РБК daily в "Русском стандарте". - Все наши споры с SPI урегулированы, и претензий друг к другу нет».
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, вынужденный отказ от своей «русскости» будет стоить Stolichnaya потерей значительной доли рынка. «Хотя менеджеры SPI Group и заявляли о том, что страна происхождения не влияет на потребительские предпочтения, уверен, что в среднесрочной перспективе Stolichnaya потеряет до 20%, - заявил РБК daily г-н Дробиз. - Это произойдет во многом за счет конкуренции с «Русским стандартом», который при продвижении за рубежом делает упор на русском происхождении своей водки».