Персональная пранаяма. Альбом «О2», Диана Арбенина / Ночные Снайперы (2020)

Jul 08, 2020 14:37

То самое чувство, когда у артиста из твоей личной первой линии выходит очередная пластинка, и не откомментировать сие невозможно хотя бы в силу сложившейcя многолетней традиции, даже когда музей из текстов в жж давно заброшен и забыт.
Ну что ж, поехали.



И чудаки ещё такие есть
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья.
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
(Навеялся мне Владимир Семёнович...)

Первая реакция на новинку: сюрприз-сюрприз! Удивительно, но альбом внезапно не озаглавлен «Карантин как предчувствие», «Паноптикум самоизоляции» или «Сбросьте маски, господа». И на нём не обнаружено ни одного трека с актуальным в этом сезоне текстом про ограничения и нерабочие дни. Хоть бы какая захудалая строчка нашлась про бесконтактную доставку… Эх, Диана Сергеевна, какой бездонный топик 2020 года вы прощёлкали и не увековечили в своём творчестве! :))) И это при всей-то её любви к хайповым модным темам и мемным словечкам. Делаем вывод - взрослеет меняется Диана, наверное, что лично меня радует.

А с другой стороны - где ж они, эти изменения, спросите вы, когда из года в год в её музыке прослеживается одно и то же - отчаянное стремление оставаться «своей в доску» для массовой аудитории и делать такой продукт, чтобы было модно-стильно-молодёжно? Я бы даже сказала - молодёжненько. Встаёт перед глазами не слишком весёлая картинка женщины уже в хорошем таком зрелом возрасте (ну будем честными, да?), которая изо всех сил делает то, что в народе называют «молодиться» - нарочито ведёт себя как прыщавый подросток, хотя внутренностями она давно уже не он. Носит мини-юбки, кокетничает как пятнадцатилетка, красит губы в барбиобразный розовый цвет и тому подобное. Я сейчас говорю не о ДА конкретно, а вообще - ну, идея понятна.

Что характерно - в новом альбоме это «молодение» тире моложавость тоже есть. Актуальные аранжировки, радийное звучание, саунд-хуки, вся из себя такая свежесть ритмов, тематика строчек - и одновременно со всей этой шелухой в нём безусловно есть то, что тщательно спрятано внутрь, но явственно торчит наружу - её невыжигаемая годами суть, за которую любим, и бьём, и любим, и снова бьём... и эта музыка будет вечной, если я не сменю батарейки(с). Не знаю, как вы, а лично я, наверное, уже и не сменю. :))

Царствует в альбоме вовсе не рок, прости господи, и не музЫки с аранжировками (которые тем не менее весьма хороши, на мой вкус), и даже не фирменные арбенинские строчки, от которых то пьянеешь в восторге, то охреневаешь в ужасе (я, к слову, бросила обращать на её тексты пристальное филологическое внимание с придирчивой лупой, дабы не расстраиваться, хотя должна честно признать - в «Кислороде» качество текстов стало намного, намного лучше, чем на паре предыдущих альбомов). Нет, всё перечисленное - это фантик. Классный, шуршащий, претендующий на Золотые Граммофоны и дуэты с поп-дяденьками, но фантик. Для тех, кто не смотрит в глубь и в суть.

А суть альбома есть бесконечная лирика, женственность, зрелость и начинающееся душевное движение строго вверх - не зря в тексте почти каждого трека (я не считала специально, но вот такое у меня осталось личное послевкусие) упоминаются либо Бог, либо небо, либо дыхание, либо воздух - он же, простите, кислород. В отношении начинки название пластинки О2- лучше было не придумать, в отличие от заглавий прошлых альбомов с нарочитой и вычурной претензией.

И вот эта самая воздушная струя пронизывает, омывает и спасает на альбоме ВСЁ - даже регулярный треш в текстах типа противного слова «гопник» (привет вечнозелёной «лаже» в лексиконе, Диана Сергеевна наша неисправима!), и даже нелюбимую мной попсу-гугл-стайл в Казино, и даже странноватые танцулечные ритмы в паре песен. Альбом настолько прозрачный и лёгкий, что на нём хочется летать, как на воздушном шаре. Я прослушала его целиком, и у меня точь-в-точь повторилось то ощущение перенасыщения мозга кислородом, когда в июне я вышла из квартиры на моём 20-м этаже в Наружу, послушно просидев взаперти на карантине почти 3 месяца - и опьянела от летнего воздуха.

А моя личная oxygen-формула этого альбома, которой я не могу надышаться - непотребно красивый, изумительный вокал ДА. Он с каждым годом становится лучше и бессовестно матереет, как портвейн в морщинистой от пыли бутылке, обрастая новыми грудными нотками, оттенками и обертонами. Ну нельзя, блин, ТАК петь, Диана Сергеевна, пожалейте вашу публику! :)) Хочу услышать, как она будет петь в 70 - только, надеюсь, не про гопника :).

И мои любимейшие «кандагарские» нотки на грани ультразвука, и это фирменное пропевание длинных гласных в её уникальной личной манере с прыжками от нижних нот к верхним (фразу «сколь-ко-мо-жно!» из «ночь без» я бы поставила на рингтон) - всё это роскошество в изобилии наличествует на пластинке, и это мой адский личный кайф, большой подарок от артистки. Спасибо!

А теперь пройдёмся по трекам, хотя я лично восприняла альбом очень целостно, и в данном конкретном случае сумма и синергия слагаемых явно получается больше, чем слагаемые по отдельности. Но тем не менее, возьмём лупу и критикнём по полной. :)

заметь
Шикарная песня и мой главный хит альбома. Влетела в мой актуальный повседневный плей-лист, выгнав оттуда хиты Марув и Бедросыча (чего только не сделаешь на карантине, чтобы не сойти с ума, даже купишь альбом Киркорова - я не шучу). И очень запахло мне в припеве манерой Евы Польна, которую тоже люблю уже 20 лет. Вышло классно! Попса, но высшей пробы.
Строчка «без алкоголя в гости не ходят» - пожалуй, мой личный топ текста на всём альбоме, и это не шутка и не издёвка. Есть такое понятие - распаковывающие слова, так вот, эта строка лёгким движением сделала unzip стольким горько-кисло-сладким воспоминаниям во мне, хотя казалось бы - простой банальный образ, а уж для Арбениной это вообще не поэзия ни разу, а вот поди ж ты…
Про клавиши я вообще молчу - это натуральные чудеса, вдувающие в песню пресловутый воздух.
Не ожидала такого аудиолакомства от Дианы Сергеевны в самом начале альбома. И это только начало…
Оценка: 10/5

авиарежим
Вот вам и качели с контрастиком - от оооо на предыдущем треке до буэээ на этом. Не моё от слова вообще, песня плоская, а попсовый ритм не добавляет песне интриги. Трек улетает в мусорную корзину, она же топка. Хотя слушать в фоновом режиме в рамках всего диска можно.
1/5

самый красивый гопник
Пардон, но сразу жёстко снимаю половину баллов за слово гопник. В этом вся Диана Сергеевна: сочетание в текстах роскоши и фигни. Портит ли ложка дёгтя бочку с мёдом? В моём случае - да.
Во всём остальном песня хороша, и особенно припев с тем самым вышеупомянутым пропеванием нот, которым я убалдеваюсь. Но гопника-то, гопника куда девать? :)))
3/5

неторопливая любовь
В целом песня зашла, но это скорее крепкий середнячок, чем алмаз.
Радует многолетняя преемственность образа тигра в поэзии Дианы Сергеевны :)
4/5

секунду назад
Песня, стилевО составляющая безусловный дуэт с «камнем». Нежная, тонкокожая, болезненная, она как тощий беспризорный котёнок с перебитой лапкой, которого хочется отогреть и накормить (хех, вот куда заводят ассоциации с упомянутым сиротой, вот что поэт животворящий делает! :).
5/5

ночь без
И-зу-ми-те-льный трек. Один из безусловных диамантов альбома.
Нервный и рваный ритм куплетов нагнетающе звучит как призыв-sos откуда-то из-под толщи воды в жажде живительного воздуха - и на припеве воздух приходит.
Единственный царапающий меня момент в тексте - соседствующее сочетание слов «приручить» и «ручной»… эээ, ну как бы это... я бы, конечно, такой косяк-дубликат поправила… но автор - барин, точнее барыня :)
Песня уходит в мой личный золотой фонд арбенинских вещей ever и получает заслуженную супероценку. Браво!
10/5

переживём
Черные платья сменились на красные - к чему бы это? :)
Песня крепко сшита на контрасте куплета-припева, когда выпадает в плей-листе - не переключаю, гитарки добавляют аранжировке жаришки... Вроде нравится, но любимой не станет, уж не знаю почему.
4/5

марракеш-марокко
Тот редкий случай, когда «о»кустический оригинал на квартирнике мне совершенно не зашёл, а вот 7-минутная версия, скроенная по бессмертному рецепту лоскутного одеялка а-ля «Богемская Рапсодия», оказалась ближе и понятнее.
Помимо очевидной Рапсодии, вспомнился мне тут и дианин Кафка (обожаю навсегда!), и стиль любимейшей же моей Агаты Кристи (обожаю навсегда-2!), ну вот, видимо, теперь придётся обожать и марокко с марракешем, что поделаешь.
Отличный трек. Именно так звучит актуальный звук группы Ночные Снайперы на сегодняшний и завтрашний день. А как они зазвучат послезавтра - поглядим :)
5/5

рим
Терпеть не могу эту песню по иррациональным причинам. Песня отторгает до дрожи. Личное субъективное неприятие, как и соответствующая оценка.
В истории творчества Дианы есть ещё только одно произведение, которое бесит меня с подобной силой - Кукуруза.
Короче, в топку-2. Извините.
-0000/5

эксперимент
Никогда не знаешь, когда на альбоме вскочит прыщ, пардон, заиграет «гугл». Куплеты очень нравятся, припевы - ну такое. Контрастный душ - не то, что я обожаю в музыке, мне нужно, чтобы в объекте нравился весь организм, а не по частям.
Плюс с самого первого прослушивания и каждый последующий раз у меня чешутся руки заменить в тексте слово «эксперимент» почему-то на «манекен» - люблю экспериментировать и беспощадно править авторские тексты :))
3/5

казино
Ещё один вечнозелёный «гугл», куда без них, с ними просто надо смириться - надеюсь, с годами у меня это получается всё лучше :))
От нулевой оценки песню спасает только роскошный хоум-видео стайл клип с роскошными же Артёмом и Мартой. За клип - вау и браво, за песню - ну не знаю.
2/5

камень
Вот мы и добрались до абсолютного шедевра, который прячется на пластинке, прикинувшись скромной ветошью в скупой аранжировке.
«камень» - это именно та Диана, которая навсегда останется особенной артисткой в моей жизни: даря словесные смыслы, распаковывая (повторюсь) забытое прошлое и оживляя точки боли и счастья одновременно, затапливая морем ощущений, окутывая вокалом, клавишами и вот это вот всё.
Короче, в этом треке - та самая арбенинская магия, которую невозможно пропить и профукать, что бы с ней ни происходило, что бы она ни сочиняла на потребу публике.
Это то самое ОНО - что держит меня приклеенной к её творчеству уже ХХ лет.
На репите со дня премьеры. Обожаю.
100/5, не меньше.

кислород
И вот наконец заглавный трек, вроде бы он должен увенчать весь комплект, но как-то мне не заходит. Не хватает чего-то неуловимого - минора, нерва, надрыва, соли, перца, куркумы, уксуса и прочих специй. Бесцветная такая получилась песня. Но в качестве финалочки - всё равно хорошо. И опять же - полётно, воздушно, кислородно, и очень в тему концепции диска.
3/5

Резюме: отличный вышел у Дианы релиз, крайне неравномерный и неоднозначный по содержанию, но неожиданно шикарный по духу и атмосфэре. Дышим и вдыхаем. И меня крайне радует, что она авторски не прекращает дышать и обмениваться этим дыханием с нами. Это оксигенирует и дарит надежду, что артист идёт вперёд, хотя мне казалось пару лет назад, что вот он, арбенинский тупик. Но нет :)
Ну не круто ли?

Диана Арбенина, музобоз

Previous post Next post
Up