Вольный перевод "Introduction to Renaissance (‘Gothic’) harp"

Mar 20, 2014 05:01


Когда что-то переводишь или конспектируешь, оно лучше усваивается, поэтому я продолжаю вольно переводить заметки замечательного Учителя --- Эндрю Лоуренс-Кинга, которые свободно лежат в Сети на ресурсах, посвященных его работе. Все права принадлежат ему и его проектам. Больше подобных заметок можно найти по тегу " перевод".

Оригинал заметки лежит по ссылке http://www.theharpconsort.com/#!study-early-harps/cq26.



К своему стыду, я понятия не имею, откуда этот рисунок.

Готическая (ренессансная) арфа (один из наиболее удачных и долгоживущих видов арфы в истории западной культуры) может использоваться при игре большого спектра сольной и ансамблевой музыки от периода многоголосия Треченто (14 в., Италия) до танцев 16 в. (и даже в раннем континуо).

У этого инструмента есть две отличных от других арф свойства: специальный звук "бззз" от бреев и "необходимость" часто перенастраивать арфу для реализации различных тональностей или хроматики. Авторы эпохи Возрождения ассоциировали эту арфу с "приятным жужжанием", а на многих картинах того времени арфист изображался держащим настроечный ключ.



Посадка

На картинах того времени можно увидеть множество вариантов посадки: руки высоко или низко, на резонаторе или около шеи и прочее. Так как нижнее положение инструмента дает некоторые преимущества продвинутым игрокам, новички начинают с опоры арфы на плечо общепринятым способом. В зависимости от размера и формы арфы, ее можно упереть на колени, зажать коленями или лодыжками, поставить на табурет и прочее, то есть расположить ее так, чтобы она стала правильной высоты: ренессансная музыка редко бывает выше d' и почти никогда не уходит с высоких частот, поэтому на "готике" чаще всего играют в середине и на нижних струнах.

Положение рук

Как и для любой нормальной арфы, руки должны быть расслаблены, а пальцы закруглены: большой и указательный пальцы делают вместе идеальное "О" (остальные под них подстраиваются), затем немного раскрываются настолько, насколько это необходимо, чтобы легко можно пожать руку другому человеку. Это и есть начальное положение кисти. Ее основание ложится плотно на резонатор, а локоть должен быть расслаблен. Таким образом пальцы встают на нижнюю часть струн, у их основания, практически у самого резонатора. Для современных арф подобное положение называют "pres de la table", для ренессансной арфы это же --- стандартная постановка, которая дает чистый сильный звук. Чем ближе пальцы находятся к резонатору, тем звук становится более глубоким и напряженным, чем дальше --- тем более мягким и нежным.

Репертуар

Не смотря на то, что сущеcтвует огромное количество произведений, написанных специально для ренессансной арфы, по всем источникам того времени можно смело утверждать, что на арфе можно играть произведения, написанные для семейств лютневых и для клавишных инструментов: ансамблевая музыка, аккомпанемент для песен, вокальная партия, танцевальная музыка, вступления и даже многоголосные попурри --- все можно играть на "готике".

Подробнее про положение пальцев

Большой палец, при надобности, может проходить под остальными пальцами (на современной арфе все с точностью наоборот). Наилучший звук дает медленное (с постоянным давлением) и долгое (с наибольшей амплитудой) отыгрывание пальцами. Медленное отыгрывание наиболее полезно на нижних струнах и для правильного звучания бреев. Ни в коем случае не стоит заносить другие пальцы сильно выше большого --- это даст лишнее напряжение в руку, а значимой пользы не принесет. Кончик большого пальца должен вставать рядом с кончиком указательного, при движении они проходят близко друг к другу, но по разным направлениям. Большой палец идет в ладонь, остальные его обхватывают. Однако, если расположить пальцы "слишком рядом", большой начнет спотыкаться и будет портить ноту.

Аппликатура

Основной принцип схож со многими ренессансными инструментами, нужно лишь помнить об идее хороших и плохих нот. У арфиста есть хорошие (большой и средний) и плохие пальцы (указательный) и хорошие ноты он должен играть хорошими пальцами, а плохие --- плохими. Делаем "дуби-дуби-ду"):
  • гамма вверх: 3-2-3-2-3-2-1 (с одновременным переносом руки);
  • гамма вниз:  1-2-1-2-1-2-3 (большой проходит под указательным).

Настройка

Правильная установка бреев требует длительного времени. Если прижать брей слишком сильно, он полностью подавит струну, а если его не дожать, то не будет дребезжания. Ответный резонанс других струн значимо увеличивает эффект бреев, поэтому арфа должна быть хорошо настроена, чтобы одна октава резонировала с другой. В исторических строях много чистых интервалов, они также дают свой вклад в резонанс и дребезжат, и этим меняют звук инструмента, по которому выстраивается чистота интервалов. Для средневековой и ранней ренессансной музыки (где терции --- диссонанс) лучшим вариантом будет Пифагорейский строй, он даст чистый, "острый" эффект с чистыми квинтами. Для позднего Ренессанса (где терции --- консонанс) ---  Преторианский, он даст богатый теплый звук с чистыми терциями.

Хроматика

Есть несколько способов справиться с хроматикой (по мере увеличения сложности):
  • проигнорировать ее;
  • изменить музыку, убрав хроматику;
  • в одной октаве настроить диезы и бегать между октавами;
  • настроить больше 7 нот в октаве;
  • поджать струну для создания полутона.
Можно поджать струну сверху с помощью большого пальца левой руки или зажать ее у основания пальцем, ноктем или ключем. Эффективность зависит от строения инструмента, но поджатие --- самый распространенный вариант среди современных музыкантов. Нужно обхватить левой рукой колковую раму арфы, чтобы ногтем большого пальца тонко поджать струну под колком. Место поджатия определяется с помощью долгих и упорных тренировок. Во время игры следует учитывать, что левая рука будет занята "обеспечением хроматики", поэтому играть придется только правой.

Изображение хроматики

Ширина полутона может варьироваться в зависимости от того, где конкретно на колковой раме поджимается струна. Можно поджимать струну и в процессе игры, но следует быть аккуратнее: струну можно только не дожать (этим полутон расширить), поэтому, тренируясь, следует делать полутона чуть более короткими, на всякий случай.

Игра с бреями

Настроенные правильно бреи не только помогают лучше слушать и играть, но с их помощью также можно варьировать звук каждой конкретной ноты. Готическая арфа очень чувствительна к тому, как именно отыгрывает палец. Основной секрет состоит в том, чтобы играть короткую ноту быстрым движением пальца, а длинную --- медленным. На столько медленным, что палец продолжает двигаться даже после того, как нота была отыграна.

Многоголосие

Большая часть репертуара требует многоголосия: необходимо одновременно играть почти все и сразу в два голоса. Чистый звук ренессансной арфы идеален для этого, но требуется длительная тренировка по развитию умственных, слуховых и физических навыков до возможности игры одновременно нескольких партий. В начале, как минимум, тщательно следует прорабатывать каждую партию по отдельности.



Фотографии --- с сайта Райнера Турау.



Вырезка про готическую арфу из поста об истории арфы Катерины Кинг.

...всвязи с усложнением музыки и естественным развитием мастерства, потребностью в компактности и легкости инструмента и эстетикой того времени, арфа модифицируется примерно в это (см. рисунок выше):

И диапазон в среднем имеет от 19 до 26 струн. Расстояние между струн уменьшается для пущей компактности инструмента и "быстроты игры" (второе - цитата, посему таки привожу), теперь оно 7-9 мм. Натяжение маленькое. Арфа имеет довольно живой суховатый звучок, тихий, немного жужжащий. Для того, чтобы вольготно чувствовать себя в ансамбле времен, пока микрофоны еще не изобрели, арфа обзаводится вот таким девайсиком: (обратите внимания на деревянные угольнички под струнами). Девайсик называется bray pins, и именно благодаря ему арфа умеет теперь звучать громко на нижних нотах и ярко жужжать, перекрывая... допустим, дудельзак. Дудельзаки того времени имели иную конструкцию трости и звучали довольно тихо.

Такая арфа встречается на картинах Босха, Мемлинга и ряда других живописцев, полноценно просуществовала она в периоде с 15 по конец 16 века, пока не трансформировалась в arpa doppia, но это потом. Именно эту арфу называют Gothic harp (так же Medieval harp, хотя первое название более обоснованно и чаще употребляется), и отличается она от кельтской не только размером, но и конструкцией целиком и полностью. Видно, разумеется, наглядно кое-что, но все же обращу внимание.

а) у готической арфы до середины-конца 17 века полностью отсутствует порожек. Потом его поставил какой-то умелец, когда арфа данная уже отжила свой рассвет и давно уступила место хроматическим. Порожек имел целью обеспечить в случае надобности полутон при поджатии пальцем между порожком и колком. До изобретения леверсов остались считанные десятилетия.
б) дека. Обратите внимание на форму и все поймете. Как следствие, арфы отличаются звуком так же, как, например, флейта и гобой.

арфа, обучение, перевод, для себя

Previous post Next post
Up