"Покаяние" Тенгиза Абуладзе

Jun 30, 2014 16:55

Я люблю делать скоропалительные выводы о книгах. Не прочла еще и трети, а уже решила, что это шедевр, рассудила, чем дело кончится и вообще. Что-то подобное произошло и в этот раз, только то была не книга, а фильм. «Покаяние» грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе.

Так как я не член ККК, знаю я о кино поверхностно мало. Узнала я об этом фильме из интервью с Резо Чхеидзе, которое подготовило наше издание, а я занималась его непосредственным составлением. Он рассказал интересную историю, связанную с «Покаянием», какой это был смелый и рискованный проект, как они с Тенгизом обманывали советские ведомства, чтобы снять этот фильм, как за просмотр этого фильма в Грузии сажали в 1986 году, как Резо тайно вёз бабины с «Покаянием» в Москву, чтобы показать его Союзу кинематографистов, и как, в конце концов, его разрешили к показу, а во время премьеры в «Пушкинском» вокруг кинотеатра стояла конная милиция.

Мне стало жутко интересно, что это за такой провокационный фильм, что за него люди в тюрьму попадали. На самом деле, это второй фильм на грузинском языке, который я видела в своей жизни. Название первого я, к сожалению, не помню, но он мне очень понравился. Он рассказывал историю одной девушки и поселка, в котором она жила, в преддверии Октябрьской революции. Я не люблю смотреть советские фильмы 1980х. Но тут мне было очень любопытно.

Фильм идет примерно столько же, сколько четвертые «Трансформеры». Посмотрев первые двадцать минут, я твердо решила, что фильм про религию, и поэтому его запрещали и все дела. Но это оказалось не совсем так. Тема религии, конечно, одна из главных, но не основная. Фильм про репрессии 1930х годов и ответственность поколений за такие дела, идея чем-то напоминает шлинковского «Чтеца», но это только в конце становится понятно.

Короче, я потрясена. Фильм невероятно эмоциональный. Мне этих почти трех часов даже мало было, хотелось еще посмотреть. Это не просто до предела реалистичная история. Эта картина полна неожидонностей и странностей. Некоторые моменты - это чистый Мишель Гондри. И ладно бы всё так и шло, как во сне, но иногда персонажи реагируют на эти странности, как на обычный ход событий, а иногда, как действительно на странности. Очень тяжелая, темная тема представлена в форме то ли сна, то ли воспоминания-фантазии ребенка, то ли галлюцинации, то ли притчи или сказки. И  в конце так и не понятно, что же из этого происходило на самом деле. Честно говоря, я, конечно, ничего не знаю про грузинских режиссеров, но такого я не ожидала.

Настоящее открытие. Очень интересно и необычно. Посмотрю теперь всю трилогию.
Previous post Next post
Up