Добраться в маленький городок Или совсем несложно, полчаса на поезде из Кембриджа - и вы уже на месте. Но не надейтесь осмотреть Или часа за два. В его соборе можно провести гораздо больше времени. Не только потому, что это - один из самых больших и древних храмов Англии, где можно долго бродить по нефу и капеллам, залезть на башню, но и потому, что на хорах собора расположился интереснейший музей витража. Светоносная живопись восьми веков здесь экспонирована прекрасно.
Начнем с Девы Марии, созданной как предполагают в Норидже в середине XV века. Этот драгоценный фрагмент говорит о поразительно трепетном отношении художника к объекту изображения. Ведь так, как мы сейчас в музее видим витраж, его мог видеть только сам мастер, а зрители находились на значительно большем отдалении. Вряд ли им удавалось разглядеть, например, упрямые прядки волос, выбивающиеся из-под короны. Мария смотрела на зрителей сверху, поэтому сейчас возникает эффект слегка косящих глаз. Но эта неправильность делает изображение еще более живым.
В музее собраны не только образцы английского искусства, но и произведения других школ, которые приобретали британские коллекционеры. К числу самых древних витражей в музее относятся два тондо из Франции, возможно из Бургундии, созданные в первой половине XIII века. На них представлена история Св. Винсента. В этой сцене истерзанного страдальца за веру, заключенного в тюрьму, утешают ангелы. Рядом с ним рыдают охранники, которые потом обратятся в христианство.
После французских ангелов очень любопытно разглядеть ангела английского. Его датируют XV веком, и происходит он из Норфорлка. Совершенно замечателен его костюм из перьев. Надо думать, подобные наряды создавались для участников средневековых мистерий.
Началом XV века датируется витраж из Винчестера с изображением Св.Варфоломея. Это изображение находилось в верхнем ряду окон в нефе собора. Древние витражи удалили из собора во время ремонтных работ в середине XIX века. В руке апостола нож, напоминающий о его муках - с него живого сняли кожу. Это тот святой, которому Микельанджело придал свои черты в сцене Страшного суда Сикстинской капеллы. Наличие жуткого ножа сделало Св.Варфоломея в народной традиции покровителем сапожников и переплетчиков. Этот витраж исследователи связывают с именем известного мастера - Томаса из Оксфорда.
Изображения животных и птиц на витражах вызывают умиление уже не первое столетие. Эту традицию в конце XIX века подхватили в окружении У.Морриса, о чем свидетельствуют окна Красного дома:
http://cicerone2007.livejournal.com/68200.htmlВ Или можно детально рассмотреть кабанчика середины XIV века:
Изображение лани датируется XV веком.
Благочестивая птичка с четками в лапке тоже относится к XV веку. Но обрамление этого витража возникло позднее и составлено из небольших фрагментов средневековых витражей.
После простых изображений животных и птиц особенно отчетливо видна сложность многофигурных витражей XVI века. Объемная моделировка фигур уживается в них с интенсивными пятнами чистого цвета. Это фрагмент витража, на котором, как считают, изображена сцена из легенды о Св.Иакове. Витраж происходит из церкви в Нормандии. Многие храмы Франции были разрушены во время революции, их витражи стали добычей английских коллекционеров.
От витражей XVI века легко перейти к картинам на стекле середины XIX века. По эскизам Данте Габриэля Россетти были выполнены витражи с изображениями месяцев с их обычными трудами. Украшали они уже не церковные окна, а дом текстильного магната Чарльза Гастингса. Это сцена августовской молотьбы:
А в декабрьской сцене по традиции режут кабана:
Сцена явления Христа Марии Магдалине, созданная Джоном Хардманом, - образец викторианского витража середины XIX века, ориентированного на формальный язык средневековых изображений. Кстати, в этом стиле созданы и витражи собора в Или.
Новый расцвет витража представлен в музее работами Эдварда Берн-Джонса. Вот как выглядят музицирующие ангелы у прерафаэлитов:
Эти витражи датируются 1910-1912 гг. Выполнены они в мастерских У.Морриса.
Ангельскую тему продолжает витраж Кристофер Уэбба, сделанный в 1920-х или 1930-х годах для женской больницы Элизабет Гарретт Андерсон. Ангел с пером, зажатым губами, взгромоздился на стопку бухгалтерских книг.
Ближе всего к стилистике готических витражей стоит работа Карла Парсонса, которая была выполнена около 1920 года. Два комических персонажа, которые выясняют отношения при помощи молотка и клещей, сделаны из кусков интенсивно окрашенного стекла. Пятна чистого цвета, отсутствие моделировки, выразительные плавные линии рисунка - все это возвращает нас к самым ранним образцам витража в коллекции музея. А сюжет опускает нас с небес, где обитают ангелы и святые, на грешную землю.
Музей витража - это музей фрагментов. Глядя на них, начинаешь совершенно по-новому относиться к искусству живописи из стекла и на стекле. В соборах и капеллах, украшенных витражами, сложные многофигурные композиции прекращаются в роскошный светоносный орнамент. И только увиденные вблизи фрагменты демонстрируют весь диапазон этого искусства, которое создавалось не только для просвещения паствы, но и во славу Бога.
Сайт музея:
http://www.stainedglassmuseum.com/index.html