Об этом эффекте, когда на тебя устремлен неожиданный взгляд персонажа из картины, я уже писала в посте о Карпаччо:
http://cicerone2007.livejournal.com/63778.html Именно картины, а не портрета, поскольку в портрете такие взгляды запрограммированы самим жанром. В Старом музее Берлина, где находится одно из лучших собраний античного искусства, я вновь пережила ощущение неожиданного контакта с одним из персонажей пинаки, расписной терракотовой таблички, предположительно созданной одним из самых великих вазописцев Древней Греции - Эксекием. Эффект неожиданного обращения к тебе возникает просто: лишь один из персонажей погребальной процессии изображен в фас, все остальные - в профиль.
Профильные изображения абсолютно доминируют в древнегреческой вазописи. Изображения в фас в периоды архаики, ранней и высокой классики чрезвычайно редки. Более того, взгляд глаза в глаза - это прерогатива завораживающих масок. В первую очередь, так изображается Медуза Горгона, от взгляда на которую человек должен окаменеть. Вот, например, горгонейон на гидрии из Спарты, она датируется VI веком до н.э.:
Еще одна завораживающая маска - это маска Диониса. Так она выглядит на амфоре мастера Антименеса, которая датируется тоже VI веком до н.э.:
Кстати, я уже как-то показывала килик, где внутри помещена голова Медузы, а снаружи - фронтальное изображение сатира:
http://cicerone2007.livejournal.com/49832.html Вернемся в зал Старого музея. Пинаки с росписями использовались для украшения гробниц. В витрине берлинского музея экспонируются обломки пинак, найденные в Афинах. На них разворачивается траурное шествие. Идут мужчины:
Великолепные кони везут колесницу с умершей знатной женщиной. Лошадиные морды просто замечательные! Рассматривая «корону» из ушей, чувствуешь, как напряглись кони. Не совсем понятна разница в масштабе изображенных: кто эти большая женщина и маленький мужчина? Это богиня, незримо присутствующая среди скорбящих? Или обнаженный мужчина небольшого роста - слуга, оказавшийся среди господ?
Кусочками разбитой пинаки иногда просто любуешься, поскольку разобраться в том, кто изображен, уже невозможно.
Но есть и несколько очень выразительных фрагментов с лицами плакальщиц:
Особенно хорош фрагмент, где рядом мы видим скорбящих мужчину и женщину. Отточенность каждой линии просто поразительна. Интересно, что совершенно по-разному изображаются глаза мужчин и женщин. Повышенная эмоциональность пинак, которая проявляется, прежде всего, в жестах персонажей погребального шествия, отличает их от знаменитых ваз Эксекия. Оно и понятно: сюжеты, которые использовал для своих росписей сосудов знаменитый афинский мастер, взяты из арсенала мифов, а здесь мы соприкасаемся с миром конкретных людей, с трагедией какого-то знатного афинского семейства.
Эксекий работал в VI веке до н.э. Его композиции - одна из вершин изобразительного искусства архаики:
http://en.wikipedia.org/wiki/Exekias