Мы путешествовали по Сицилии в начале мая, когда весь остров был похож на ковер из цветов. В Селинунте преобладали маки. Они вспыхивали около древних камней, и руины в обрамлении голубого, зеленого и красного смотрелись отнюдь не мрачно.
Мы начали знакомство с археологическим заповедником с храма Е:
http://cicerone2007.livejournal.com/58675.html С высоты его стилобата открывался фантастический вид на обломки двух соседних храмов - небольшого храма F и огромного храма G:
Процитирую Г.Ревзина: «Селинунт - одно из самых таинственных святилищ греческой архаики. Считается, что это была колония Мегары, основанная в середине VII в. до н.э. В 409 г. до н.э. Карфаген уничтожил этот город, в 250 г. до н.э. - уничтожил вторично, и после этого город уже не восстанавливался.
Как уничтожил - непонятно. Высказываются гипотезы, от предположения о том, что у Карфагена была некая специальная техника растаскивания храмов по частям с использованием боевых слонов, до предположения об очень сильном, но крайне локальном землетрясении, уничтожившем храмы Селинунта, но не тронувшем соседнюю Сегесту.
Как все это было построено - тем более непонятно. В Селинунте было восемь больших дорических храмов, построенных с 650 по 450 г. до н.э. Храм G, самый большой из них, который иногда условно называется храмом Аполлона, был размером 50,7 х 110,12 м - то есть таким же, как храм Артемиды в Эфесе и Аполлона в Дидимах, и приблизительно вдвое больше, чем второй храм Геры в Пестуме. Даже Пестум - вероятно, общегреческое святилище - смог возвести только три храма. Представить себе, каким должно было быть население Селинунта, чтобы построить восемь таких храмов, очень трудно. Представить, где оно жило - невозможно, от города не осталось следов (он, как ни странно, не раскопан). Как назывались храмы - неизвестно, теперь они называются буквами или интуитивно, по желанию исследователей.
В течение XX века археологи восстанавливали и фактически достроили один храм - храм Е, или, иначе, храм Геры (465 -450 гг. до н.э.), который по мере строительства все больше выдвигается в число шедевров греческой классики. Он сделан как скульптура, и даже стилобат его имеет ярко выраженные курватуры, хотя не вполне понятно, не являются ли они произведением реставраторов. От храма С (иначе - храм Весны) осталось 11 колонн, по стилю он датируется началом VI века до.н.э. Храм G - только развалины.
Это удивительные развалины, фусты колонн размером с дом. Это несмирившиеся развалины - на них нет патины времени, кажется, что катастрофа случилась вчера. И это развалины храма, который пришел сюда с Востока - от тех грандиозных святилищ в Эфесе и Дидимах, в которых греческий храм еще выглядит как ансамбль вавилонских дворов. И кажется, что остальные семь храмов - это последовательные попытки уйти от этого образа к классическому греческому храму». / Г.Ревзин. Путешествие в античность. М., MMVI, табл. LX/
От руин трех храмов открывается вид на акрополь, где видна колоннада храма С:
Вот как вблизи выглядят его руины:
На сайте археологического парка есть видеореконструкция этого храма:
http://www.selinunte.net/ А в археологическом музее Палермо хранится несколько метоп храма С, найденных при раскопках Селинунта. Справа Геракл несет кекропов, побежденных им хитрых и злых хвостатых карликов:
В центре изображены Медуза, Персей и Андромеда:
А слева мы видим Аполлона на колеснице:
Соседние руины покрывает буйная растительность:
Где-то неподалеку были найдены скульптурные метопы еще одного архаического храмы VI в. до н.э. Его условно называют «Храмом малых метоп». Они тоже сейчас хранятся в Палермо. На одной изображена Сфинкс:
На другой Деметра и Кора на колеснице в обрамлении коней, вставших на задние ноги:
И еще одна забавная метопа: Европа плывет по морю на прекрасном быке. Море обозначается дельфинами, резвящимися между ног быка.
Бросаем от акрополя последний взгляд на руины храмов E, F и G:
и идем к сияющему морю:
Сегеста весной:
http://cicerone2007.livejournal.com/38785.html