Портрет Вибии Сабины, жены императора Адриана, был одним из центральных экспонатов удивительной выставки, на которую мы попали в январе 2008 года. На ней демонстрировались античные скульптуры, фрески и вазы, которые были когда-то незаконно вывезены из Италии и осели в американских музеях. Итальянскому правительству их удалось вернуть. Мраморная статуя Сабины покинула Бостонский музей изящных искусств и предстала во всей красе в залах Квиринальского дворца:
Фотографировать на выставке не разрешали, поэтому три первых изображения отсканированы из роскошного каталога «Nostoi. Capolavori ritrovati»:
Статуя Сабины, когда-то украшала виллу императора Адриана в Тиволи. Несколько предметов из убранства виллы я уже показывала:
http://cicerone2007.livejournal.com/63000.html Надеюсь, что после демонстрации в Квиринальском дворце статуя вернулась в Тиволи:
Выставка не случайно была открыта в президентском дворце. Ведь речь шла о беспрецедентном событии в области сохранения культурного наследия. Крупнейшие музеи США, в числе которых Метрополитен и собрание Гетти, вернули первоклассные произведения, вывезенные из Италии «черными» археологами и беспринципными арт-дилерами.
Прекрасные портреты Сабины есть и в коллекциях римских музеев. Лучшие, на мой взгляд, в Римском национальном музее (палаццо Массимо). В одном из них она еще совсем юная. Кстати, замуж ее выдали девочкой двенадцати лет:
Сабина была дочерью Матидии, племянницы императора Траяна. О роли Матидии в передаче власти Адриану я уже писала:
http://cicerone2007.livejournal.com/58508.html
Брак Адриана и Сабины был неудачным. По словам биографа, Адриан говорил, что «со своей женой он развелся бы из-за ее угрюмости и сварливости, если бы был частным человеком». /
http://ancientrome.ru/antlitr/sha/adrian.htm/ Впрочем, Адриан тоже был «не сахар». Его «любовь к взрослым юношам и любовные связи с замужними женщинами» были всем известны. На вилле в Тиволи было найдено два изображения Сабины и по меньшей мере семь изваяний Антиноя, любимца императора.
Вот еще один портрет Сабины из палаццо Массимо. Найден он в Риме на месте строительства Монумента Виктора Эммануила II:
Известно, что Адриан «сменил префекта претория Септиция Клара и государственного секретаря Светония Транквилла, а также многих других за то, что они тогда держали себя на половине его жены Сабины более свободно, чем это было совместимо с уважением к императорскому двору».
/
http://ancientrome.ru/antlitr/sha/adrian.htm/Кстати, Светоний - это автор «Жизни двенадцати цезарей».
Сабина в свою очередь «открыто заявляла, что, узнав его чудовищный характер, приложила все усилия, чтобы не забеременеть от него на погибель рода человеческого» /
http://ancientrome.ru/antlitr/aur-vict/epitoma-f.htm /
Если в портретах из палаццо Массимо Сабина выглядит достаточно привлекательной, то в портрете из собрания Капитолийских музеев, ее образ абсолютно лишен теплоты и того, что можно назвать, очарованием.
Сабина умерла в 136 году в возрасте 50 лет. Слухи ходили разные. Один биограф говорит о том, что Адриан довел жену до самоубийства, другой считает его отравителем. Официальная версия, разумеется, была другой. О скорби императора можно узнать в Капитолийских музеях. Здесь есть рельеф, снятый с триумфальной арки, на котором изображен апофеоз Сабины. Умершая из пламени погребального костра при помощи крылатой богини поднимается на небеса. Сидящий Адриан говорит ей последнее «прости». Спиной к зрителю изображена персонификация Марсова Поля, на котором в Риме происходили пышные траурные церемонии.