На семейном совете осенью прошлого года было решено, что если еще есть возможность, то надо ехать на новогодние каникулы в Италию. Вот мы и отправились в Болонью, Парму, Феррару. Ну, а улетать домой удобнее всего было из Венеции. Отлет из столицы нашей Родины 29 декабря стоил нам малой крови. Четырехчасовая задержка на фоне того, что творилось в Шереметьево, не говоря о Домодедово, - просто везение. В Италии нас, правда, дважды «порадовали» железные дороги: 31 декабря был отменен поезд из Пармы в Болонью, на котором мы собирались возвращаться, а 3 января отменили поезда на Венецию. Мы потеряли несколько прекрасных солнечных часов на вокзале в Ферраре, поскольку на этой станции не оказалось камеры хранения. И все-таки до Венеции мы добрались еще до захода солнца. Вышли из здания вокзала, подошли к «водичке», как называл венецианскую воду Бродский, и рука сразу потянулась к фотоаппарату:
Это всего лишь отражение в воде обычной остановки вапоретто, венецианских водных трамвайчиков. Вот как она выглядит:
Дворцы в Большом канале отражаются иначе. Так:
Или вот так:
Как здесь не вспомнить Бродского, который говорил о «лучших в мире красках, разведенных на воде»! А если рядом с дворцами швартуются гондолы, накрытые синими чехлами, то картина опять меняется:
Еще одна цитата из «Fondamenta degli Incurabili»: «Поставленное стоймя кружево венецианских фасадов есть лучшая линия, которую где-либо на земной тверди оставило время-оно-же-вода. Плюс, есть несомненное соответствие - если не прямая связь - между прямоугольным характером рам для этого кружева, то есть местных зданий, и анархией воды, которая плюет на понятие формы. Словно здесь яснее, чем где бы то ни было, пространство сознает свою неполноценность по сравнению со временем и отвечает ему тем единственным свойством, которого у времени нет: красотой. И вот почему вода принимает этот ответ, его скручивает, мочалит, кромсает, но в итоге уносит в Адриатику, в общем, не повредив».
А еще эффектнее выглядит «водичка» у трагетто, переправе через канал на гондолах. Кстати, до сих пор за такую переправу берут лишь 50 центов, как в былые годы. Все остальное в Венеции сильно подорожало.
Жажда неизведанного повлекла нас на следующий день в монастырь Сан-Ладзаро-дельи-Армени, разрекламированный во всех путеводителях. Рекомендовать друзьям путешествие на этот островок не могу, поскольку рассматривать монастырь можно лишь в сопровождении самовлюбленного экскурсовода, который больше демонстрировал публике самого себя. Да и коллекция, собранная монахами, на фоне других венецианских собраний выглядит достаточно убого. Если бы не лагуна, то нам было бы безумно жаль драгоценного венецианского времени.
С экскурсии мы удрали, чтобы полюбоваться закатом:
И «под занавес» еще одно отражение - это дверь нашего отеля: