Чемпионат мира по футболу мы смотрели во время нашей поездки по Испании. Если верить телевизору, то десять дней жителей Пиренейского полуострова интересовали лишь бега быков в Памплоне, успехи сборной по футболу и осьминог Пауль.
Думаю, что такого интереса к осьминогам средиземноморский мир не переживал по меньшей мере три тысячи лет. Во всяком случае, лишь минойские и микенские вазы свидетельствуют об особом внимании к этим существам.
Лучшее изображение осьминога мы встречаем на вазе из Палекастро, которая датируется XVI веком до н.э.:
Хранится сейчас этот критский сосуд «морского стиля», созданный в период «новых дворцов», в музее Ираклиона. Два осьминога оплетают тулово фляги, форма которой словно определена декором, а не изначальной конструкцией.
К тому же «натуралистическому» стилю относятся и сосуды с осьминогами из собрания музея в Агиос Николаос. Данный комплекс керамики найден при раскопках минойской виллы XV в. до н.э. в Макригиалосе:
Из Като Закро происходит более строгая по форме амфора с осьминогами и разнообразной морской живностью. Этот большой сосуд хранится в Ираклионе:
Осьминоги часто украшают сосуды и в микенский период. Но на смену реальным образам приходят стилизованные изображения, как, например, в этом сосуде из собрания нью-йоркского Метрополитена. Его датируют XIII-XII вв. до н.э.:
Замечательная коллекция микенских ваз этого периода находится в Агиос Николаос. Вот два великолепных сосуда той эпохи:
Щупальца превращаются в подобие волн, тело осьминога трансформируется в завиток с глазами. А сами сосуды, словно еще хранят воспоминание о живых лепных формах ваз минойского времени:
Осьминог становится знаком. И невольно возникает вопрос: что он символизирует?
Скорее всего, образ осьминога связан с загробным миром, с пучиной. Именно поэтому его изображения в микенскую эпоху мы встречаем не только на сосудах, но и на стенках ларнак, глиняных расписных саркофагов. Вот ларнак, который датируется временем около 1300 г. до н.э. из музея в Агиос Николаос: