Кастелло - это не только район Арсенала и рабочих кварталов, но и район, где находились дворцы многих старых патрицианских семей. Посмотрев с Кампанилы на северо-восток, прежде всего замечаешь прекрасную колокольню церкви Санта-Мария-Формоза:
«Формоза» переводится как «прекраснотелая». Столь странное название церковь получила в связи с тем, что Богоматерь явилась Св. Маньо в виде прекрасной матроны и повелела основать церковь. Что и было сделано. Темой расцветшей женственности отмечен не только живописный алтарный образ Пальмы Веккио с изображением Св.Варвары внутри церкви, но архитектурные формы самой церкви и примыкающей к ней колокольни:
За розовой колокольней огромным кирпичным кораблем выплывает самая большая готическая церковь Венеции - Санти-Джованни-э-Паоло, построенная в конце 13 - начале 15 века доминиканскими монахами. Венецианцы называют эту церковь Сан-Дзаниполо. В этом суровом, «мужском» храме похоронены 25 дожей и знаменитые военачальники Венеции:
Вполне естественно смотрится рядом с церковью статуя кондотьера Коллеони, которую создал учитель Леонардо да Винчи скульптор Андреа Вероккио. Это один из первых и наиболее совершенных конных памятников эпохи Возрождения. Кондотьерами называли полководцев-наемников. Коллеони служил не только Венеции, и к концу жизни сколотил огромное состояние. Половину средств он завещал городу, с условием, что ему поставят памятник перед Сан-Марко. Венецианцы приняли деньги, памятник поставили, но только не рядом с собором, а рядом со скуолой Сан-Марко:
Скуолами в Венеции именовались братства, которые формировались по профессиональному, религиозному или национальному принципу. Обычно они носили имена святых и находились рядом с церквями, но вели независимую деятельность. Сейчас мы бы назвали их влиятельными клубами или фондами, которые существовали на средства своих членов. Они занимались благотворительностью, помогали разорившимся семьям, поддерживали вдов и сирот. Для собраний членов этих братств строились специальные здания. Скуолы соперничали между собой и привлекали для украшения своих зданий лучших архитекторов, скульпторов и живописцев. Одной из самых богатых и влиятельных скуол была Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко:
Мраморный фасад ясно дает понять, что членами скуолы были могущественные патрицианские семьи. Эту роскошь создавали в конце 15 века Пьетро Ломбардо и Мауро Кодусси. В начале 19 века скуола была закрыта, ее живописные сокровища перекочевали в Галерею Академии, а здание было отдано городской больнице.
Фасад из разноцветных мраморов украшен не только скульптурой и рельефами, но и иллюзионистическими, перспективными резными деталями, создающими, как в живописи, эффект глубокого пространства:
Фоном для роскошного ансамбля Сан-Дзаниполо служат темные кипарисы острова Сан-Микеле. Это настоящий остров мертвых - городское кладбище. Кирпичные стены и порталы в неоготическом стиле, сооруженные во второй половине 19 века, создают вкупе с пышной вечнозеленой растительностью образ вечного покоя:
На этом кладбище есть и могилы наших великих соотечественников: Сергея Дягилева, Игоря Стравинского и Иосифа Бродского. Венеция - естественное место упокоения для этих граждан мира. Красота в своих высших проявлениях в Венеции соседствует с темой смерти. Вода лагуны вызывает в памяти образ реки Леты, отделяющей мир мертвых от мира живых. Гондолы напоминают о ладье Харона, на которой души совершали путешествие из одного мира в другой. Тема единства любви, красоты и смерти - главная в венецианском романе Эрнеста Хемингуэйя «За рекой в тени деревьев» и новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции». И образ Сан-Микеле не только печален, но и прекрасен, благодаря одной из лучших ренессансных церквей - Сан-Микеле-ин-Изола, созданной Мауро Кодусси: