Церковь Троицы в Никитниках: что за этими окнами?

Mar 13, 2010 00:18

Сейчас, когда решается судьба древнерусского наследия, хочется понять, как же живут памятники в новых условиях. Что происходит, когда музей вынужден покинуть храм или монастырь?
Помню, как лет десять назад очень остро стоял вопрос о музее в Троице-Сергиевой Лавре. В этом музее работали мои университетские приятельницы. Приезжала к ним много раз, привозила в музей студентов, друзей. Поэтому, когда музей вывели из Лавры, я очень хорошо понимала их боль.
Звоню приятельнице неделю назад и узнаю, что все нормально, что она и ее коллеги по-прежнему работают в ризнице, коллекция древнерусского искусства сохранена, экспозиция XVIII века тоже жива. Музей и монастырь подписали соглашение о сотрудничестве, и даже келейная икона св. Сергия Радонежского вернулась в музейную экспозицию. Монастырь не изгнал профессионалов, более того музейщикам стали помогать.
А что в Москве? Можно ли увидеть то, что скрыто за этими окнами с великолепными резными наличниками?






Церковь Троицы в Никитниках, как и Новодевичий монастырь, когда-то была филиалом Исторического музея в Москве. Это был один из самых чудесных музеев Москвы - живой посадский храм первой половины XVII века. Когда я привозила студентов-искусствоведов на практику в Москву, то без знакомства с Троицей в Никитниках нельзя было обойтись так же, как без посещения Кремля и Коломенского. Говорю об этом, поскольку случись практика сейчас, в церковь бы студенты не попали.




Храм передали церковной общине. Сейчас служба идет в подвальном помещении, где когда-то были складские помещения купцов Никитниковых, а верхний храм на реставрации. Хоть и хороша церковь снаружи, но главное, как и полагается, находится внутри. Здесь чудом сохранился полный цикл росписей середины XVII века. Иконостасы украшали иконы Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты.




Церковь окружают плотным кольцом здания начала и середины XX века. Когда-то в них были кабинеты ЦК и Московского горкома партии, сейчас здесь расположилась администрация президента. Жилых домов поблизости нет. Это к вопросу о приходе.




За последние годы я несколько раз оказывалась в Никитниковом переулке, но попасть в храм не могла. Вот и на днях пришла, спросила и услышала, что там идет реставрация. Существует сайт храма: http://www.nikitniki.ru/main
Но понять, что сейчас с фресками, невозможно. Кстати, сайт странный. Тексты о храме, которые там выложены, очень старые, авторы не упоминаются. Никакой информации о современном состоянии, о реставрации там не найти.
Поиск по блогам оказался более продуктивным. Я нашла прекрасные фотографии очаровательной прихожанки храма: http://tanja-shino.livejournal.com/139322.html
Из ее поста я узнала о противостоянии музея и прихожан. Все это очень грустно. Люди стали заложниками ситуации. Вот, например, община обижается на «вредных» музейщиков, которые вывезли иконостас из южного придела храма. А что делать музею, если ответственность за иконы никто с него не снимал?




А самое главное, как должен существовать уникальный храм. Что на этот счет думает община? Насколько этот храм будет доступен? Разумеется, молиться в таком храме - это счастье. Но почему он утрачен сейчас для русской культуры? Наверное, мнение об этом церковной общины было бы интересно узнать не только мне.




Сейчас, когда разрабатывается закон о передаче недвижимости религиозным организациям, нельзя забывать о главных российских памятниках. Надо думать о том, как сохранить их для потомков. Думаю, что при передаче храма церкви, сразу же надо оговаривать возможность его доступности не только для прихожан и законодательно определять ограничения, которые должны соблюдать его новые владельцы. Итальянцы это обязательно делают по отношению к уникальным фресковым комплексам. И Капелла дель Арена с фресками Джотто, и капеллы с фресками Мазаччо и Пьеро делла Франческа во Флоренции и Ареццо живут в храмах в музейном режиме. Строго регулируется поток посетителей, поскольку люди заранее покупают билеты на сеансы. Продумано освещение. Разумеется, ни о каких парафиновых свечах и речи нет. А ведь наши памятники еще более хрупкие. Фрески-то были изобретены не в наших широтах! Рублевские росписи в Успенском соборе сохранить не удалось. Сохранятся ли росписи в церкви Троицы, или наши дети, как и мы в последние годы, смогут любоваться лишь ее фасадами?


Москва, архитектура

Previous post Next post
Up