Юрьев монастырь

Feb 27, 2010 22:34

Один из главных памятников архитектуры домонгольской Руси находится в Юрьевом монастыре под Новгородом. Это - Георгиевский собор. Ему не мешает современное городское окружение, его облик искажен значительно меньше, чем другие памятники XI-XII веков. Вырастая прямо из земли, мощно устремляясь к небу, стоит перед нами богатырский собор:






Монастырские постройки XIX века лишь подчеркивают его величие:




Собор был заложен в 1119 г. князем Мстиславом, освящен в 1130 г. Строил его мастер Петр. Это первое имя русского архитектора, известное нам. Огромный княжеский собор конкурирует со Св.Софией Новгородской. А его внутреннее пространство отмечено большей цельностью и энергичным движением вверх. В интерьере нет никаких горизонтальных деталей, которые могли прервать это движение:




Древние росписи не сохранились. В настоящее время центральная часть храма расписана современными мастерами. Выглядит это достаточно органично, поскольку фрески стилистически соотносятся не с XVIII или XIX веком, а ориентированы на домонгольские образцы. Остатки подлинных росписей XII века сохранились лишь в молельне лестничной башни Георгиевского собора:



http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210072/?page=6



http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210071/?page=6



http://fotki.yandex.ru/users/fchstudents/view/210051/?page=5

Собор трехглавый. Кроме главы над лестничной башней есть и глава над приделом. Асимметрия становится явной, когда мы смотрим на собор с северо-запада. Это - самый экспрессивный ракурс:




Но ощущение цельности и компактности в облике могучего собора преобладает. Разумеется, то, что мы видим сейчас, значительно отличается от первоначального вида храма. Иными, вероятно, были главы, покрытие шло по закомарам. И хотя закомары находятся почти на одном уровне, но, тем не менее, выглядел собор более стройным:




Собор сложен из чередующихся рядов плинфы и грубо обтесанных камней. Интересно, что стремление замаскировать горизонтальные полосы кладки, привело к тому, что «стены собора были сразу оштукатурены, ниши покрыты росписью, в том числе и лицевой, радиальная кладка арочных проемов была выявлена и подчеркнута раскраской». /История русского искусства, т. 1, М.: Северный паломник, 2007. С.408-409/




В зимний день собор смотрится иначе, чем при ярком летнем освещении, когда, наряду с окнами, мы видим многочисленные ниши, расчленяющие поверхность стен. Глухими зодчий оставил лишь тимпаны закомар. Их гладь не нарушается окнами. Лишь на северном и южном фасадах в тимпанах центральных прясел располагаются ниши:




Глядя на Георгиевский собор, я вспоминала великолепную икону Св.Георгия из Успенского собора Московского Кремля. Когда-то считалось, что происходит она из Юрьева монастыря. Как я понимаю, у современных исследователей нет данных, которые бы это подтверждали. В Москву икона могла попасть и из Новгорода, и из Киева. Не оспаривается лишь ее принадлежность к монументальной живописи домонгольской поры. Датируют ее второй половиной XI - началом XII века. Огромная, сияющая золотом, согретая теплым красным тоном плаща Георгия икона завораживает. Святой воин прекрасен. Это образ цветущей молодости. И если бы не огромные глаза, и не отточенная линейность в трактовке лица, то этот златокудрый юноша смотрелся бы братом греческим куросам эпохи ранней классики:




Монастырь стоит на берегу реки. За Волховом видно Рюриково Городище, неподалеку от него церковь Спаса на Нередице. С южной стороны открывается вид на озеро Ильмень:




Юрьев монастырь занимал особое место среди новгородских монастырей и именовался лаврою. Уже в XII веке он владел земельными угодьями, а к началу XVIII века ему принадлежало 5800 десятин земли и 5000 душ крестьян. После секуляризации церковных земель в 1764 году монастырь постепенно приходит в упадок. Кстати, в XVIII-XIX веках монастырь использовался и как тюрьма, большую часть узников которой составляло духовенство, ссылаемое за непристойные духовному сану поступки - пьянство, воровство, прелюбодеяние…
Новый расцвет монастыря связан с именем архимандрита Фотия, который был назначен настоятелем в 1822 году. Дошедший до нас монастырский ансамбль - результат его строительной деятельности:




Крестовоздвиженская церковь, например, была построена на месте сгоревшего в 1810 году храма:




В 1841 году завершилось строительство колокольни по проекту архитектора Росси:




Все это стало возможным благодаря огромным пожертвованиям в монастырь графини Анны Орловой-Чесменской, духовной дочери архимандрита Фотия.
Впрочем, о взаимоотношениях графини и архимандрита ходили разные слухи. В пушкинской эпиграмме это выглядит так:

Благочестивая жена
Душою богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.

А это - эпиграмма на Фотия:

Полу-фанатик, полу-плут;
Ему орудием духовным
Проклятье, меч, и крест, и кнут.
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких, -
Полу-благих, полу-святых.

Фотий был приближен ко двору Александра I, при Николае I его положение пошатнулось. «Николай I был чужд мистическим настроениям. В вопросах веры он стоял на чисто бюрократических позициях. При таком подходе даже чудеса были строго регламентированы. Ко всему выходящему за официальные рамки император относился как к нарушению установленного порядка. Естественно, архимандрит Фотий и все происходящее вокруг него внушали Николаю I подозрение. Он был склонен слепо верить муссирующимся в обществе слухам. На предложение А. А. Орловой-Чесменской построить женский монастырь вблизи Юрьевской обители император в шутливой форме ответил, что разрешит, если между ними построят сиротский дом. Но кроме бытовых подозрений в моральной нечистоте и корысти у Николая I были и более серьезные мотивы не доверять Фотию. Противник любой оппозиции, император был осведомлен о том, как при непосредственном участии Фотия православные оппозиционеры убедили Александра I в последние годы царствования сменить политический курс. Среди наиболее доверенных людей Николая I были А. Н. Голицын и М. М. Сперанский, имевшие основания не любить Фотия. Напротив, соратники Фотия по оппозиции А. А. Аракчеев, А. С. Шишков, М. Л. Магницкий уже в первые годы царствования потеряли свои должности.

В Юрьевом монастыре прошли последние десять лет жизни архимандрита Фотия. Отрезанный от общественной и политической жизни Фотий обратился к юродству. Это был редчайший случай, когда подобную религиозную практику избрал настоятель монастыря». / Кондаков Ю. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/kond/06.php

Георгиевский собор при Фотии был отремонтирован. Правда в результате этого ремонта погибли древние фрески, а к западному фасаду была пристроена паперть. Вот как выглядел собор в середине XIX века:




Графиня А.Орлова-Чесменская умерла в 1848 году, через 10 лет после смерти архимандрита. Все свое состояние она оставила Юрьеву монастырю. Умерла она при посещении монастыря, выйдя из покоев Фотия, и была погребена в его склепе.

фрески, Новгород, иконы, архитектура

Previous post Next post
Up