В Италии вместе с Аркадием Ипполитовым. Понтормо и анемоны

Dec 15, 2023 17:04







Сначала предварительные замечания. Первое письмо от «якопо понтормо» я получила десять лет назад. Это было приглашение на презентацию его книги «Тюрьмы и власть». Никнейм Аркадия мне очень понравился. Потом он почему-то исчез. Книга «Якопо да Понтормо: художник извне и изнутри» вышла в свет в 2016 году.

Анемоны - это тема 2018 года. Свой шестидесятилетний юбилей Аркадий встречал в больнице после перенесенной операции. Я решила отправить ему букет цветов и попросила Шуру, который был в Петербурге, принять доставку и вручить имениннику. В цветочном каталоге мне больше всего приглянулись разноцветные анемоны. Шура  все выполнил прекрасно и отправил мне смску с восторгами по поводу букета и сообщением, что именинник счастлив. Вскоре позвонил и Аркадий, не преминув вспомнить о мифологической истории анемонов.

Вылетая на весеннюю встречу с Понтормо, я поняла, что у меня есть редкая возможность увидеть как растут и цветут в краю Венеры и Адониса анемоны.

До Поджо а Кайано мы добрались уже затемно. Вилла Медичи была в двух шагах от нашего обиталища. После утреннего кофе мы туда и отправились, оказавшись первыми посетителями. На газоне что-то белело. Это был анемон!



День сначала был хмурый, у входа во дворец нас встретили античные саркофаги.





Мы прошли через несколько залов и оказались в том, где фреска Понтормо. Кроме нас троих в музее было всего еще два или три человека.



Среди созданных значительно позже, шумных и перегруженных аллегориями фресок Алессандро Аллори, работе Понтормо не слишком уютно, но постепенно от всего отрешаешься и любуешься только сценой люнета.







«Фреска Понтормо прелестна и воздушна, как лучшие произведения рококо. Однако, кроме того, что это одна из величайших пасторалей мира, она еще и загадочна, прямо как Вергилиева эклога IV из «Буколик», называемая «Поллион». С предсказанием Золотого века Вергилия фреска Понтормо и имеет много общего, хотя, вслед за Вазари, фреску принято называть «Вертумн и Помона». Никакого Вертумна и никакой Помоны выделить во фреске невозможно <…> Сейчас, как и во времена Медичи, зритель видит все то же: группу одетых и раздетых селян, присевших отдохнуть у низкой каменной стены, типичной для итальянских вилл <…> В том, что изображены селяне, нет сомнений, но нет сомнений и в том, что изображены боги…».





Когда мы вышли в парк, светило солнце. Рядом с белыми анемонами стали появляться лиловые и красные. Я поняла, что колорит фрески основан на этих цветовых сочетаниях, а гибкие ветви лавровых кустов, которые сгибают обнаженные мальчики, можно в парке потрогать своими руками.







Италия, Аркадий Ипполитов

Previous post Next post
Up