Мы сейчас знакомимся с XVIII веком в музеях, рассматривая картины и статуи, или в театрах и концертных залах, слушая музыкальные произведения. Они нам кажутся главными в иерархии культурных ценностей далёкой эпохи. На самом деле для людей XVIII столетия самыми значимыми культурными событиями были разнообразные празднества и церемонии: коронации и свадьбы, траурные процессии и празднование военных побед, балы и званные обеды…. Для них не только создавались музыкальные произведения, шились наряды и придумывались особенные явства, но и строились специальные здания, чаще всего временные - из дерева. Некоторые из них, как Останкинский дворец, чудом дошли до наших дней. А Катальная горка в Ораниенбауме сохранилась лишь своей частью: каменным павильоном. Деревянная часть этого грандиозного сооружения для увеселений была давно разобрана. Огромная зелёная поляна сегодня напоминает о размерах горок, по которым некогда неслись коляски:
Строительство Катальной горки завершилось в 1774 году. Внутри павильона, построенного архитектором Антонио Ринальди, нас ждёт рокайльный интерьер - огромная редкость для России:
Поднявшись по лестнице, мы оказываемся в зале, пронизанном солнечным светом:
Лепные золочённые детали дополняют живописные побеги, ветви и цветы, легко нарушающие симметрию:
Кажется, что свет льётся не только из окон, но его ещё излучает пол из искусственного мрамора:
К главному залу примыкают два небольших кабинета. На потолке Фарфорового порхают амурчики:
А стены украшают не только лепнина и роспись, но и фарфоровые фигурки, созданные мастерами Мейсена. Постаменты для скульптурных групп кое-где поддерживают обезьяны. Отсюда второе название кабинета: Обезьяний.
Зелёные листья гирлянд и другие элементы, выполненные живописцем, «отбрасывают» тени. Эта игра реального и иллюзорного, объёмного и нарисованного видна лишь тем, кто дотошно рассматривает декор стен.
Охотничий или Штукатурный кабинет украшают лишь лепнина и нежнейший пол искусственного мрамора:
Сейчас у посетителей Катальной горки появилась возможность не только представить себе весь увеселительный комплекс целиком благодаря макету, но и (спасибо мультимедиа) приблизиться к ощущениям тех, кто нёсся на колясках по этому грандиозному сооружению, скат которого был длиною более полукилометра. Есть и другая приятная возможность: прогуляться по галерее, окружающей горку, любуясь окрестностями:
Катальная горка влюбила меня в рококо. Через годы после первого знакомства с шедевром Ринальди, мне довелось увидеть вживую лучшие образцы этого стиля. Овальный зал Отеля Субиз Ж. Бофрана:
Лучшие интерьеры Мюнхенской резиденции и Охотничьего замка Амалиенбург, созданные в 1730-х гг. по проектам Франсуа де Кювилье:
Они тоже волшебные, но Катальная горка им не уступает. В ней меньше роскоши, но больше лёгкости и радости. Счастье, что она теперь вновь доступна.