От Библейских эскизов А. Иванова к Евангелию XI века

Jul 15, 2022 19:16


В последние два года Третьяковская галерея на нескольких выставках в маленьком зале рядом с «Явлением Мессии» показывала Библейские эскизы Александра Иванова. А совсем недавно, вспоминая об истории Румянцевского музея, я прочла о них лекцию в РГБ. Отрешиться от этих работ трудно. Потому сейчас, рассматривая более древние памятники, я невольно вспоминаю прекрасные рисунки художника. Вот знаменитое Хождение по водам:





Мастер Елизаветградского Евангелия (рубеж XVI-XVII вв.) из собрания РГБ изобразил этот сюжет таким образом:



Елизаветградское Евангелие повторяет Евангелие болгарского царя Иоанна-Александра (Лондонское Четвероевангелие), созданное в 1355-1356 годах, которое хранится сейчас в Британской библиотеке:



А его иллюстративный цикл в свою очередь восходит к Евангелию (Grec 74) из собрания Национальной библиотеки в Париже. Этот манускрипт был создан в 1058/1059 г. в скриптории Студийского монастыря в Константинополе:



Чудесный византийский памятник раннекомниновского периода хочется разглядывать бесконечно. Евангельская история словно разворачивается в раю, где бесконечно длится день, благоухают нежные вечные растения, где плотское начало побеждено духом, а потому персонажи хоть и узнаваемы, но легки и почти прозрачны, где золотое сияние нимбов и ассиста превращает все события из жизни Христа в торжественные предстояния и праздники победы над человеческими слабостями и смертью.

Конечно, в своих Библейских эскизах Иванов исходил из иного: он старался показать события Ветхого и Нового Заветов как происходившие в реальности. Но чтение книги Штрауса и штудирование увражей по истории Древнего мира не убило в нём отношение к изложенному в Священном Писании как к чуду. Поэтому давайте разглядывать одни и те же сюжеты дальше. Вот как византийский мастер показывает историю Захарии, отца Иоанна Крестителя. Справа мы видим сцену явления Архангела Гавриила:



В акварели Александра Иванова мощные фигуры становятся прозрачными, ритуальный жест Архангела Гавриила, поражающего Захарию немотой, превращается в повелительный:



В «Сне Иосифа» («Не бойся принять Марию, жену твою») сияние исходит от чрева Марии, а фигура Иосифа едва различима среди тряпок в углу скромного жилища:



Понятно, что в XI веке эта сцена была решена без жизнеподобия:



Листы Иванова с изображением событий в Гефсиманском саду лишены лёгкости и прозрачности большей части эскизов. Сгущается тьма. Фигура Христа в сцене, когда он испытывает момент человеческой слабости, весома, красные одежды ложатся тяжёлыми складками. Ангел, укрепляющий его дух, напротив светел и прозрачен:



Гефсиманский сад в рукописи - всё тот же рай. Замечательна общая композиция листа: вместо обычных фризовых сцен перед нами показ не только Моления о чаше и явления Ангела, но и изображение спящих на склоне Масличной горы учеников, к которым обращается Христос со словами: «Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение»





Завершающая иллюстрация Евангелия от Луки в манускрипте - это явление Христа ученикам после Воскресения, когда «Он открыл им ум для разумения Писаний». Все спокойны, но миниатюрист передаёт выражение смущенных лиц Апостолов, которые «в ужасе и страхе думали, что видят духа»:



Лист Иванова с этой сценой -один из моих самых любимых, поскольку именно средствами легкого рисунка с несколькими акварельными мазками оказалось возможно создать ощущение реальности чуда.



Разумеется, Александр Иванов, в отличие от нас, не имел возможности видеть древние иконы, которые были в его время под записями. Мог ли он видеть древние рукописи? Каким-то удивительным образом колорит его светоносных библейских эскизов перекликается с иконописью и миниатюрами. В византийской рукописи есть и Явление Мессии. Александр Иванов очень гордился тем, что изобрёл этот сюжет…



Елизаветградское Евангелие: https://kp.rusneb.ru/item/material/elizavetgradskoe-evangelie-licevoe

Лондонское Четвероевангелие: https://www.bl.uk/manuscripts/FullDisplay.aspx?ref=Add_MS_39627

Евангелие из Национальной библиотеки в Париже: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b105494556/f353.planchecontact

Иванов, книги, искусство

Previous post Next post
Up