Сегодня среди папоротников, что растут вдоль дороги, я увидела нежнейшие ирисы:
Вернувшись с прогулки, решила поискать изображения ирисов в знаменитых альбомах Пьера Жозефа Редуте (1759-1840) «Лилии». Все восемь томов этого прекрасного издания сейчас можно рассмотреть в разделе Книжные памятники НЭБа:
https://kp.rusneb.ru/item/material/les-liliacees-9 Это большие цветные гравюры, слегка подкрашенные. Ресурс позволяет увеличивать изображение, что даёт возможность оценить всё великолепие листов.
Лилейные издавались в Париже с 1802 по 1816 год. Работа над ботаническим атласом не прерывалась во время наполеоновских войн.
Ирисов самых разных сортов в альбомах великое множество: от скромных луговых до горделивых «аристократов» из королевских парков.
Для меня альбомы Редуте - вершина ботанического рисунка. То, что было до них - очаровательно, вначале наивно, потом всё более точно. Но Редуте это не только точность. Это - отточенность. Цветок предстаёт в этих огромных альбомах как совершенное творение природы. Композиция безупречна. Листы полны воздуха. Детали, если они необходимы, даются очерком.
Это издание - монументальный памятник эпохи ампира. Альбом, предназначенный для рассматривания в строгих дворцовых интерьерах дамами в нежнейших белых платьях . Редуте много работал в Мальмезоне для Жозефины Богарне, которая увлекалась ботаникой и садоводством.
Франсуа Жерар. Портрет Жозефины, жены Наполеона. 1801. Эрмитаж