Майкл Люниг
Став на колени, человек обнимает дерево и начинает размышлять о горестях и радостях жизни.
Трудно принять то, что жизнь трудна; что любить нелегко и для каждого из нас неизбежна встреча с сомнением и борьбой, страданием и неудачами.
Мы ищем легкости жизни. Мы стремимся к радости и свободе, к цветам и солнцу. И хотя все это в изобилии встречается в нашей жизни, все равно к нам часто ночами приходит страх, что жизнь невозможна. И иногда, когда мы меньше всего этого ожидаем, мы просыпаемся, ошеломленные чувством одиночества, несчастья, хаоса и смерти; устрашенные агонией и суетой существования.
И конечно, трудно признать, что этот мрак играет естественную и очень важную роль в человеческом бытии и что мы должны с ним жить и переносить его. Он кажется таким непереносимым.
Природа, однако, требует, чтобы мы узнали всю глубину наших горьких чувств. Природа требует, чтобы мы уважали мрак и смело предоставили ему место в наших жизнях. Без узнавания и принятия этого мрака не может возникнуть ощущения истинной глубины жизни, в которой лежит наша способность любить, творить и познавать смысл.
Природа требует, чтобы мы установили связь между нашей радостью и нашим отчаяньем; они не должны оставаться разделенными и спрятанными друг от друга. Потому что радость и отчаянье должны разговаривать, должны взаимно опыляться - только так наша душа оживет и станет сильной. В конце концов, это ведь душа несет весь груз нашего опыта. Это душа, которой мы любим. Это душа, которая достоверно ощущает наше место в целостности Жизни.
Природа требует, чтобы душа была сильна, и потому нам необходимо иметь в ней комнату, где мрак и свет будут встречаться и знакомиться друг с другом. Где-то внутри будет наступать утро и будет наступать вечер, совсем так, как утро и вечер наступают в природе. С теми же качествами: постепенных, но глубоких изменений; тишины и мягкого перехода; растворения и слияния; грустных предчувствий и светлых озарений.
Утро и вечер: традиционное время молитвы и пения птиц, время благодатного света в котором сердце может ощутить свою поэтическую глубину и выразить для нас все, что оно чувствует.
Но как нам найти эти утро и вечер внутри? Как нам удержать их нежную атмосферу и маленькие чудеса? Как нам войти в исцеляющие сумерки?
Все это требует воображения. Особенно той его части, которую мы должны узнать под именем “молитва”.
Мы молимся. Мы представляем свой путь внутрь и вглубь и там, словами сердца, мы говорим о своих страхах и своих мечтах; мы просим любви и прощения; мы утверждаем свою ответственность и благодарность. Воплощенная душа в борьбе своей говорит с высшим духом, и так мы и живем утром и вечером сердца; так мы меняемся и растем, отдаваясь потокам, которые создали внутри себя.
И может быть для нас молитва - это самое доступное средство внутреннего примирения; естественная функция исцеления разделенного сознания и разделенного мира. И может быть погруженность в молитву - это часть инстинкта самосохранения, принадлежащая больше дикому миру природы, чем церкви.
И так же, как мы отошли от природы и ее циклов, не может ли так быть, что мы почти утеряли нашу инстинктивную способность к молитве, которую можно обрести вновь, наблюдая за жизнью?
Человек обнимает дерево. Дерево посылает свои корни вглубь земли, находя питающую силу во мраке почвы; в богатстве распадающейся материи жизни.
Проникая все глубже в поисках силы, корни крепко держат дерево в земле.
И с этой поддержкой и силой дерево растет вверх, открываясь свету, солнцу и воздуху и выражая себя: свои ветви и листья, цветы и плоды. Жизнь кишит вокруг него и в нем. Птицы и насекомые благоденствуют в его объятьях, перенося семена и пыльцу. Они строят гнезда, и плодятся, и поют, и жужжат, прославляя творение.
Дерево растет и меняется. Его разрывают ветры и молнии, обжигает мороз и огонь. Ветви умирают и ветви вырастают. Дерево открыто драме жизни, но все равно растет; все равно его корни уходят глубоко во мрак; все равно его ветви наполняются соком и устремляются вверх и в стороны - в мир.
Став на колени, человек обнимает дерево и размышляет о горестях и радостях жизни. Он представляет утро и вечер в великом лесу молитв, наполненном благодатной жизнью.
Человек учится молитве.
Любовь рождается
Ее глаза грустны,
слезами Ее лицо омыто, как дождем
Когда надежда умирает
Рождается любовь
Рождается лишь там,
Где мы ее не ждем:
Любовь всегда рождается
Боже, дай нам быть серьезными.
Лицом к лицу.
Сердцем к сердцу.
Дай нам быть Здесь.
Всегда Здесь.
Очень серьезными.
Так нам легче всего прийти
К беспечной невинности.
Аминь
Мы приветствуем лето и славим благодать солнца. Мы богаты светом, мы любимы солнцем. Дай нам опустошить наши сердца в его сияние. Дай нам открыть наш мрак благодатному прощающему свету. За это любящее изобилие да возблагодарим и возрадуемся.
Аминь
Мы благодарим за жизнь и дела Вольфганга Амадея Моцарта. Да отпразднуем и вознесем хвалу всем тем музыкантам и композиторам, которые отдают свои руки и сердца и голоса для выражения тайн и радостей жизни.
Которые питают наше сердце в его томлении.
Которые возвеличивают нашу душу в ее борьбе.
Которые приводят к гармонии наши горе и радость.
Которые создают мелодию из частичек хаоса.
Которые настраивают наш дух со всем Творением.
Которые открывают нам благодать Бога.
Которые дают нам покой и свет и свободу любить и прощать.
Да возблагодарим и возрадуемся. Аминь
Боже, благослови наши противоречия, те части нашей души, которые не влезают в схему. Дай нам смелость радостно не влезать в схемы. Пусть мы будем существами парадокса и разнообразия; существами контраста; существами света и тени; существами веры. Пусть Бог будет нашим постоянством. Будем выходить из схемы в незнаемое, бороться и любить и делать, что пожелаем.
Аминь
Боже, помоги нам обрести идеи; идеи, помогающие нам понять пути нашей жизни и поступки, которые мы совершаем. Дай нам мудрость не ухватываться за идеи, не охотиться на них и не красть их. Дай нам терпение спокойно ждать, когда они приблизятся, медленно и осторожно, как дикие звери в лесу. И пусть они добровольно вступают в наши сердца, приходят и уходят в святилище нашей молитвы, предупреждая наши души о своем приходе и оживая вдохновением наших сердец, покидая нас. Пусть таковыми будут наши истинные мысли. Наши доброжелательные и плодотворные идеи. Будем дорожить их скромной оригинальностью. Будем мягко следовать за ними в мир, и они приведут нас к жизни в гармонии и целостности.
Аминь
Боже, помоги нам найти нашу исповедь;
Истину внутри нашей души, спрятанную от ума;
Красоту и уродство, которые мы видим где угодно,
Но только не внутри нас;
Безбилетника, который спрятался
В темной глубине сердца,
Который нарушает покой сердца и причиняет ему боль,
Который приводит нас в замешательство,
Который посылает на не в ту сторону и склоняет нас к разрушению,
Ношу, которую трудно нести,
Потому что мы не знаем, что несем ее.
Боже, помоги нам найти нашу исповедь.
Помоги нам перейти границу нашего понимания.
Введи нас во мрак, чтобы мы нашли то, что лежит запечатанным;
Чтобы мы могли исповедать скрытое свету;
Чтобы мы могли хранить нашу истину в глубине сердца;
Чтобы мы могли бережно нести свой крест
И принести гармонию в нашу жизнь и в наш мир.
Аминь
Боже, дай нам отдых.
Дай отдых той части души, которая устала.
Пробуди ту часть души, которая спит.
Боже, пробуди нас, и пробудись в нас.
Аминь
Мы благодарим за тайну волос,
Где-то их слишком мало, а где-то их слишком много.
Волосы, которые мы вырываем и бреем,
красим и завиваем:
Нежеланные гости в супах и салатах.
Их буйный рост всегда требует внимания.
Нежные и мягкие;
Дикие и жесткие;
Напоминающие нам тихо,
что и мы, наверное, тоже животные.
Они растут и растут
До самого дня смерти.
И на следующий день тоже -
По крайней мере, так говорят!
На всех частях тела,
Во всей их красоте и уродстве
Мы благодарим за благодать волос.
Аминь
Боже, будь с теми, кто исследует жизнь, просто ради того, чтобы понять; с теми, чей поиск уводит их далеко от знакомого и удобного и ведет к опасности или страшному одиночеству. Дай нам терпение понять их иногда странные и трудные пути; их вызывающий и необычный язык, нестандартную жизнь их эмоций, потому что они изменились и выросли в своей борьбе на границах дикой темноты, так же как и мы изменились и выросли благодаря тем откровениям, которые они доносят до нас. Благослови их силой и покоем.
Аминь
Боже, помоги нам жить медленно:
Двигаться просто:
Смотреть мягко:
Дозволить пустоту:
Позволить сердцу творить для нас.
Аминь
Чтобы быть правдивыми,
Мы должны не только говорить правду.
Мы должны также слышать правду.
Мы должны также получать правду.
Мы должны также действовать согласно правде.
Мы должны также искать правду.
Трудную правду.
Внутри себя и снаружи.
Иначе мы становимся нечестными
И наша жизнь становится ошибкой.
Боже, дай нам силу и смелость
Быть правдивыми.
Аминь
Дорогой Бог, мы молимся в надежде найти другой путь бытия; другой путь знания.
По холмистой местности нашего существования мы попытались проложить дорогу и тем самым потеряли свою тропинку. Боже, приведи нас на нашу тропинку. Веди нас туда, где мы можем идти со скоростью зверей и птиц и чувствовать любовь земли своими ногами. Веди нас туда, где шаг за шагом мы будем чувствовать движение творения в своих сердцах. Веди нас туда, где плечом к плечу с другими мы будем чувствовать объятие общей души. Нельзя ничего любить, двигаясь быстро. Боже, приведи нас к медленному пути; к радостным откровениям пилигрима; другому пути знания; другому пути бытия.
Аминь
Так дай нам жить,
Чтобы когда мы умрем
Наша любовь не исчезла,
А продолжала расти.
Аминь
Боже, помоги нам
Подняться над нашей борьбой.
Как дерево поднимается над почвой.
Наши корни проникают глубоко в несчастья
Богатый, темный чернозем существования.
И глубоко внутри находят силу
И держат нас крепко.
Всегда соединяя нас с землей.
Позволяя нам расти вверх, к солнцу.
Аминь
Дорогой Бог,
Мы благодарим за пчел, червяков, ночных бабочек и куриц, высиживающих цыплят; за людей, ухаживающих за садами, убирающих свои квартиры и напевающих про себя; за сок, поднимающийся в стволах деревьев, за запах весны, за изобретение тачки и существование чайника, мы благодарим. Мы празднуем и благодарим.
Аминь
Мы благодарим за певцов.
Самых разных певцов.
Известных оперных певцов и безголосых певцов в ванне.
Свистунов, тех, кто мычит под нос, и тех, кто поет за работой.
Тех, кто поет колыбельные; тех, кто поет обрывки мелодий и прочую чепуху.
Певцов на ветках и крышах.
Утренних крикунов и вечерних шептунов.
Певцов на танцах, певцов на улице;
Певцов в храмах, школах, дворах, верандах, спальнях коридорах, лестничных клетках, и в тех местах, где звучит эхо.
Мы восхваляем всех тех, кто отдает свой скромный голос
Ежедневной радости души.
Аминь
Мы благодарим за изобретение ручки. Без нее было бы слишком много вещей, которых мы не смогли бы держать, как, например, горячую сковородку. А что до вещей, которых мы все равно не сможем удержать, давайте миролюбиво примем их несхватываемую суть и отпразднуем все ускользающее, мимолетное и неприкосновенное. Оно зачаровывает нас и открывает нас восприятию истины и красоты. Мы празднуем и благодарим.
Аминь
Боже, благослови одиноких строителей туннелей, тех редких людей, чьи радость и страсть направлены на копание таинственных путей под поверхностью земли; кто вдохновлен той же целью, что кроты и земляные черви; кто трудится неустанно под нашими ногами, пока мы греемся на солнце или глазеем на звезды; чьи карманы полны глины; кто преданно копает в темноте, поворачивая налево и направо, не зная куда и зачем, но все равно получая радость. Под домами, под дорогами и памятниками; под корнями деревьев, двигаясь на локтях и коленях;бережно и влюбленно взрыхляя руками землю; смакуя и впитывая богатый запах грязи; мечтая и наслаждаясь темнотой, вперед и вперед, не зная - день наверху или ночь; невоспетые, незамеченные, нескованные, неограниченные. Серые ногтистые ангелы подземного мира: мы восхваляем их и благодарим за их постоянное невидимое присутствие и за огромный лабиринт, который они создали под нашим существованием. Мы восхваляем их и благодарим.
Аминь
Осень.
Мы благодарим за урожай трудов сердца;
Семян веры, верой посеянных;
Любовь, взращенную любовью;
Смелость, укрепленную смелостью.
Мы благодарим за плоды борящейся души,
Плоды горькие и сладкие;
За то, что выросло в непогоду,
И за то, что расцвело в тепле и благодати;
За осеннее сияние духа
И за то, что должно завять и умереть.
Мы благословлены осенью и благодарим за это.
Аминь
Мы благодарим за благодать зимы:
Время лелеять свое сердце.
Окружить сердце мягким и тихим.
Варить сердцу супы и бульоны.
Готовить для сердца и читать сердцу.
Тихо сворачиваться с сердцем в гнездо постели.
Сладко дремать и глубоко засыпать вместе с сердцем.
Мечтать вместе с сердцем.
Проводить время с сердцем.
Долгое-долгое время покоя с сердцем.
Мы благодарим за благодать зимы:
Время лелеять свое сердце.
Аминь
Боже, помоги нам;
Если мир наш должен потемнеть;
И нет возможности увидеть и узнать.
Дай нам смелость и веру
Касаться и ощущать касание
Чтобы найти свой путь
Чувством.
Аминь
Боже, благослови всех, кто страдает обычной простудой,
Природа вошла в них;
Увела их в сторону и мягко уложила в постель,
Чтобы они понаблюдали за жизнью с обочины;
Чтобы подумали о человеческой хрупкости;
Чтобы получили неясные послания озноба.
Мы благодарим за озарения скромной простуды.
Мы благодарим за ее замаскированную благодать.
Аминь
Мы упрощаем наши жизни.
Мы радостно довольствуемся меньшим.
Мы даем уйти иллюзии обладания.
Мы творим жизнь, не обладая ей.
Мы даем уйти иллюзии подвижности.
Мы путешествуем в покое.
Мы путешествуем, не выходя из дома.
При свете свечи, в покое,
Рядом с цветами,
Мы совершаем паломничество.
Мы упрощаем наши жизни.
Мы благодарим за наших друзей.
Наших дорогих друзей.
Мы злим друг друга.
Мы подводим друг друга.
Мы делимся этой грустной землей, этой нежной жизнью,
этим драгоценным временем.
Таким богатством.
Такой дикой красотой.
Нас относит друг от друга.
И снова приводит друг к другу.
Вся эта радость.
Все это страдание.
Вся эта прощающая жизнь.
Мы держим ее вместе.
Аминь
Боже, благослови эту лодку
И нас, кто в ней плывет.
Путешествует долгие годы,
А тонет за пару минут.
Так и душа - наш утлый плот,
Непознанная мыслью,
Откроет сердцу истину
Пред тем, как утонуть.
Мы ищем и ищем и не находим смысла.
Поиски смысла приводят к отчаянью.
И когда, усталые, падаем, сердце находит время,
Чтобы взлететь и почувствовать.
Сквозь темноту и тайну противоречий.
Потому что тайна сердца и его свобода,
Магия сердца и его зов,
Лежат в способности исцелять и находить смысл.
В те секунды, когда нам грустно.
Рождать любовь в наших поражениях.
Питать нашу веру, дух и мечту.
И пока мы спотыкаемся в темноте
Сердце находит смысл нашей жизни,
Чтобы мы могли его дать творению,
Потому что мы только даем смысл,
Потому что мы не находим смысл:
И то. что нельзя найти,
Следует отдать,
Наполняя творение любовью.
Аминь
* * *
Когда на сердце
Открытая рана
Не зажимайте ее
Пусть будет она открыта
Пусть соленый ветер
Прилетевший с моря
Овевает рану
И пусть она болит
Пусть бродячая собака ее лижет
И пусть птица поет у раны песню
Простую, как колокольчик
И пусть он звенит
Отпустите все. Выпустите все.
Дайте всему распутаться.
Отпустите на свободу - и оно окажется
Путем, по которому можно идти.
Перевод Сергея Всехсвятского.
Спасибо Клавдии Курнаковой за текст.
http://rezbaderevo.ru/molitvennoe-derevo-avtor-maykl-lyunig