В ЖЖ у
rousseau обсуждался
вопрос: действительно ли традиция весенних палов уходит вглубь веков или же это быстро распространившееся новшество? Вопрос интересный, поэтому перепощу и сюда результат своих экспресс-изысканий.
Если коротко:
Традиция ежегодных весенних палов на территории России существует точно более 250 лет, что подтверждается печатными свидетельствами (см. цитаты под катом).
Законы, ограничивающие травяные палы (не уточняется - ежегодные или нет), присутствуют и в Соборном Уложении 1649, и в законодательстве Российской империи.
* К.И.Максимович в "Очерке растительности восточной Азии", 1883, пишет о Приамурье:
"Пока тутъ не примется за борьбу цѣлое густое населеніе, не станетъ ежегoднo весною выжигать старую траву и валежникъ, косить свѣжую, распахивать большiя площади подъ поля, до тѣхъ поръ здѣсь будетъ невозможно ни скотоводство, ни всякое хозяйственное благоустройство"
- то есть он рассматривает этот обычай как нужный и полезный, требующий внедрения на новых землях.
* А вот что пишет автор книги "Наши сельския пожары" 1877 года:
Въ нѣкоторыхъ нашихъ сѣверныхъ и восточныхъ губерніяхъ есть обычай осенью и весною выжигать луга, пастбища и покосы для уничтоженія ветоши, т.е. прошлогодней ростительности, для того, чтобы она не задерживала выхода новой, также для удобренiя полей жечь дернъ кубыши и сучья. [...] Этотъ обычай пускать напольные часто бываетъ причиною опустошительныхъ пожаровъ, которые истребляютъ десятки и сотни тысячъ пудъ съна въ стогахъ, множество хлѣбныхъ скирдъ и весьма часто уничтожають цѣлыя селенія, не говоря уже объ истребленіи большаго количества полезныхъ степныхъ и полевыхъ птицъ.
*"Вестник естественных наук", 1854, № 25, примечание на стр.395:
Въ прежнее время, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ и теперь весною выжигаютъ жнивники и покосы, гдѣ старая трава, или по здѣшнему ветошь, слишкомъ густа и не позволяетъ пробиваться молодымъ всходам. При сухихъ веснахъ и это бывает причиною лѣсныхъ пожаровъ, не смотря на всѣ предосторожности.
*"Труды императорского вольного исторического общества", 1850, с.197-201
Въ "Вологодскихъ и Владимірскихъ вѣдомостяхъ" помѣщенъ "Земледѣльческiй и сельскохозяйственный календарь для простолюдинов", составленный изъ народныхъ преданій. Вотъ опытъ этого календаря: [...]
5 [мая] Ирины росадницы. Пересаживаютъ капусту съ разсады на гряды. Выжигаютъ въ поляхъ старую траву. "Худая трава изъ поля вонъ" (стр.200)
*Василий Зуев в 1780-х пишет о Херсонской губернии: "Нѣтъ здѣсь по видимому обычая выжигать травы и оставшейся на поляхъ соломы подъ новыя пашни" - что свидетельствует о том, что сам он с этим обычаем как раз знаком.
*О традиции жечь весной траву пишет несколько раз и Паллас в своем "Путешествии по разным местам Российского государства" - в основном применительно к степным районам. Например: "От Самары верстъ за 20 находится уже вездѣ высокая степь съ черноземомъ, на которомъ ростетъ трава почти съ человѣка вышиною, и весною должно оную сожигать" (апрель 1769).
В нижеследующих примерах не говорится о ежегодном весеннем пале, но сама традиция выжигать траву зафиксирована:
* В условиях, на которых в 1860-м выдавались участки в Сокольниках под постройку дач, отдельно указано "возбраняется выжигать траву". (Городские поселения в Российской Империи, Том шестой, 1864)
* Свод законов Российской империи, Свод Уставов, часть 4, 1842 г., Устав Лесной, ст.644, 9 авг. 1800 г.
"Государственный крестьянинъ намѣревающийся выжигать травы, жнитвы или коренья на полосѣ, разстояніемъ отъ казенной лѣсной дачи въ полверстѣ и менѣе, долженъ предварительно о томъ извѣстить пожарнаго старосту, который наблюдает, чтобы вокругъ того мѣста обведенъ былъ ровъ, или чтобъ трава была окошена и земля вспахана, или же, чтобъ вьдранъ былъ дернъ и обороченъ корнемъ вверхъ не менѣе какъ на двѣ сажени ширины."
(См. также стт. 645-649, 1579)
* "224. А будет кто учнет на нивах своих жечь солому, или на лугах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чюжие нивы или огороды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати". - Соборное уложение, 1649.
PS Спасибо гугл-букс за поисковую систему и обширную библиотеку.