Поппинс-Вырыпаев, UFO и посткатарсис.
Вырыпаев наш мегрешный романтик, ошообразный сентименталист и кастанедовский плодик. Новый театр, новое кино, новый русский дзен-режиссер и мистификатор. Как Мэри Попинс влетел он к нам в комнату, к мальчику, девочке и двуспальной кровати, расчистил наше сознание, отлупил искусственные речи, вырезал сюжетные опухоли, выдавил второстепенных персонажей из наших голов и создал чуть ли не самый интересный театр Москвы «Практика».
Появление Гришковца ознаменовало усталость от театра, усталость от декораций и многоногих актеров. Появление «Танца Дели» ознаменовало усталость артхауза, его сложных фраз, тяжелого молчания и подражаний Тарковскому.
Появление UFO - это уже смена полюсов. Только вчера вы были афинским жителем, все вместе шли в театр, где в конце пьесы вас всех накрывал катарсис, слезы и просветление. Все становились моложе и прекрасней. Но. Магические па, конфетти, белые голуби, скрипящие надувные шарики. РаЗ! И вы уже московский житель, с айфоном и всей русской классикой 19ого века в нем, идете по одному, по два в театр посмотреть на актеров, которые играют людей, у которых случился катарсис. Вам разжевывают простые истины. Вам это нужно. Вы - сытый московский житель, вам нужно быстро проскролить истины, по-быстрому причаститься и пойти дальше зарабатывать и толкаться.
Может, поэтому, в угоду вам, Вырыпаев так многословит, может, поэтому он не приводит сравнений, не изобретает метафор, нарочито рафинирует текст. Все истины выглядят простыми и естественными, все они - теософская травка на прахе религий. Все - в противовес вульгарной метафоричности, тяжелым лицам и петушиным спецэффектам.
«Это интервью, это опыт реальных людей», - говорит нам автор. «Это не интервью, это я сам все выдумал», - говорит автор чуть позже. «Это 10 заповедей современности», - говорит Андрей Палыч, вручая мне эту пьесу и причмокивая. Вот. Они здесь. Каждая с именем вместо какого-то Бога. Слайды!
Emily Wenser
Я вдруг, поняла, что вот он мужчина, вот я женщина, мы люди, мы живем на этой планете. Мы живем в этом космосе. Мы друзья. Он мусульманин, я - атеистка, но мы оба в полной безопасности.
Артем Гусев
И вот я понял тогда, что вся наша проблема в том, что мы постоянно шумим. Мы издаем много шума. Мы говорим, спорим, мы думаем, у нас в голове куча мыслей, и все время в этом шуме. И мы никогда не бываем в тишине. Мы даже не знаем, что она есть. А она есть.
Nick Scott
Вот мы живем в очень сложном мире, все для нас очень сложно, все. Даже проехать по городу на машине сложно, столько напряжения, столько всяких на дороге препятствий. А оказывается, что на самом деле все очень, очень просто. Оказывается, что вся сложность мира, она у нас в голове, и что, если ее убрать, то все будет очень простым. И я вдруг оказался в этой простоте.
Hilde Jensen
В реальности мир, как бы состоит из разных энергий, что ли. И эти энергии все между собой связаны. Поэтому все, что делает один из нас, влияет на других. И вот, когда я совершаю какое-то действие, это общее действие для всего мира.
Robert Evans
Чтобы выжить нужно делать то, и не делать этого, вот наш опыт. И мы все знаем. Мы учим наших детей жить с позиции людей, которые все знают. И вот это наша проблема. И вот когда я сидел на террасе и когда со мной это начало происходить, то первое что я почувствовал, это то, что я снова ничего не знаю. И от этого я заплакал.
Jennifer Davies
На самом деле, я и есть проявление этого мира, таким каким я хочу его видеть. Вот все что я имею, все чем я недовольна, все что меня угнетает, все то меня раздражает это и есть я. Потому что мой мир вокруг меня это я и есть. Какая я такой и мир. Нет никакой несправедливости, есть только мое отношение к этому миру.
Matthew O`Farrell
Я понял, что нам в этом мире ничего не принадлежит, ну то есть все, что мы тут имеем, это все нам как бы дали, нам как бы это подарили.
Благодарность - это когда ты чувствуешь в себе энергию этой вселенной, чувствуешь себя частью этой вселенной и ты благодарен за это. И ты благодарен вообще за все.
Dieter Lange
Проблема в том, что мы думаем, что вера в Бога приходит к нам через какую-то идею.
Joanna Harris
Я ясно увидела, что смысл жизни совсем не в том, чтобы просто жить, чтобы иметь семью, ходить на работу, помогать бедным детям в Перу, а смысл жизни в том, чтобы вернуться домой. Что жизнь это путь.
Виктор Ризенгевич
Главное мы должны понимать, что реальность есть. И реальность одна.
Одна реальность. Один актер. Одна заповедь современности. Текст тут не действует сам по себе. Только из губ и тромбонов актерских сердец. Текст действует как посткатарсис, как длящаяся волна переживаний и осмыслений в надежде, что легкий бриз достанет до синих и розовых душ московского зрителя. Только что тут действительно играть? Жест просветления? И какой он? Безопасность, тишина, простота, энергия, незнание, отношение, благодарность, путь? И все это реальность? Нет. Все это мечта. Прекрасный японский садик. Жвачка со вкусом обеда из трех блюд. Это важно и приятно. Это щекочет чакру московского зрителя. И меня щекочет. И я благодарен. Чудеса ведь.
Только весь эффект от пьесы быстро стирается, испаряется и за окном вновь суровый пейзаж и серое небо, на котором никогда не покажется НЛО. Ни Jennifer Davies, ни Joanna Harris, ни богач Виктор Ризенгевич не постучаться ко мне с просветлением. Все просветление останется в тишине, как обычно.
А Вырыпаев декоративно усмехнется, ливитнет и стремительно удалится в небеса. Он выдал нам заповеди. Все. Теперь он летит по другим нравоприятным делам с зонтиком и саквояжем, в который помещается все UFO, которое нужно.