Что всё не такое, каким кажется, я заметила еще в детстве. Когда обнаружила, что моя семья для моих одноклассников и знакомых кажется идеальной, когда мне сказали, что завидуют, а я при этом смотрела на ту херню, которая творилась в моей семье, и тихо ужасалась и мечтала поскорее сбежать в другой город. Когда родители орали друг на друга и ненавидели и себя и весь мир вокруг, и бабушки-дедушки про это знали, но очень тщательно держали лицо перед соседями, стараясь показать всем, какая мы образцовая семья.
Бабушка у меня вообще всегда была мастером по иллюзорному счастью. Я помню, как совсем недавно она мне заговорщицким тоном рассказывала о том, как соседка интересовалась моими отношениями с мужем, а она со спокойным выражением лица ей отвечала «у них всё хорошо», мол нечего вмешиваться в чужую жизнь. Бабушка очень старается держать марку перед соседями. Только мы уже несколько лет как развелись с мужем, а так ничего, у нас всё хорошо))))))) Когда я жила с бабушкой, я очень хорошо училась, вела себя правильно и вообще была примерным ребенком, и все ей завидовали. Только я по ночам плакала в подушку и втихаря писала в дневник о том, как я несчастна и одинока. А еще у нас в подъезде жила очень красивая соседка, и мне казалось, что вот у неё точно идеальная семья. Но однажды среди ночи она позвонила к нам в дверь с ребенком и в слезах, и попросилась переночевать, потому как муж в очередной раз пытался её избить. А на утро она замазала синяк, попросила никому об этом не рассказывать, и красивая пошла на работу улыбаться и говорить всем, что все прекрасно. Возможно, моя вера в счастливые семьи рухнула именно в этот момент. А может быть чуть позже, когда я пришла в гости к самой красивой девочке в нашем классе (на мой взгляд), которая казалась мне беззаботной и счастливой, и узнала, что её мама в Париже, но завидовать тут нечему, как я уже было приготовилась, потому как мама-то ездит куда-то с новыми ухажерами, а вот на дочку ей похоже давно наплевать. А другая моя одноклассница, которая казалась такой взрослой и рассудительной, как-то по секрету призналась, что её в подъезде несколько лет назад изнасиловал сосед, и она не смогла сказать об этом маме, потому что мама бы её обвинила и выгнала бы из дома…
Чем больше я узнавала про людей, что были рядом и казались счастливыми, и оказывалось, что это было только «казались», тем меньше я верила в то, что где-то есть нормальные семьи, не говоря уже о счастливых. Я поняла, что мы никогда не знаем, что происходит за закрытыми дверями. И что никогда нельзя ориентироваться только на внешнюю картинку, которую создают люди для окружающих. Внутри может быть много всякого - и насилие, и страх, и ненависть, и пустота, и равнодушие. В счастье я уже перестала верить к тому моменту. (Забегая вперед скажу, что сейчас мне уже не нужно в него верить, наконец я начала видеть и знать, что оно встречается, что бывают счастливые и любящие семьи, их не так много, как хотелось бы, но они есть.)
Став психологом, я получила доступ к тому, что происходит за закрытыми дверями еще больше. Я наслушалась столько разных историй, встретила столько разных семей, что мне кажется, с каждым годом я все меньше и меньше способна удивляться той разновидности трудностей, страданий и несчастий, которые люди носят в своих душах. И я наблюдаю две любопытные тенденции. Люди из более благополучных спокойных семей обычно склонны думать, что у всех остальных тоже все нормально, что все так живут, так же как и они, что насилие - это какие-то страшные сказки, что проблемы у всех примерно одинаковые, и им очень сложно понять, почему кто-то чего-то не может или боится. Те же, кто оказываются в своей семье как в ловушке, где много терпения, или где много агрессии и насилия, или где очень жесткие правила, какой должна быть семья, часто настолько застревают в своем ужасе, стыде и одиночестве, что совершенно не видят выхода и даже не ищут помощи. Иногда именно от стыда признаться, что у них вот так вот (плохо, больно, страшно, грустно) и от иллюзии, что у всех остальных всё хорошо, и потому никто не поймет, не поможет, а лишь осудит и оттолкнет, я один такой «нетакой» и ущербный. Иногда наоборот от наблюдения за тем, что все вокруг так же терпят, так же притворяются, так же бояться, так же врут или пьют, нет веры и надежды что может быть как-то иначе, и тогда смысл дергаться… Получается часто два таких параллельных слоя реальности, которые иногда совсем не пересекаются, и невозможно увидеть и узнать, что в мире бывает как-то иначе.
К чему это я? Да к тому, что не стоит гнаться за иллюзией и красивыми картинками о нормальных семьях. У очень многих я встречаю эту идею. Нет нормальных! Нет. Я не знаю, что такое нормальная семья, что это за понятие? Норма - в смысле среднестатистическая температура по больнице? Тогда, опираясь на статистическую норму, можно считать несчастье нормальным. Только вот зачем? Мне плевать на норму в этом смысле. Мне важно чувствовать, хорошо мне или нет, счастлива ли я в этой семье, в этих отношениях, на этой работе, в этой квартире, или нет? Слышу ли я себя, слышу ли я того, кто рядом, могу ли доверять, хочу ли тут находиться, делает это меня здоровее, целостнее, успешнее, или разрушает и лишает жизни? И если нет, если жить не хочется, если радоваться некогда и нечему, если приходиться терпеть и уговаривать себя, что «все так живут, это нормально» - то это самый веский довод и повод наконец послушать себя. А не общество, и начать искать. Искать выход, искать помощь, искать новый опыт, искать знания, как всё изменить, искать своё счастье и себя в конце концов. Рискнуть признаться самому себе, что так как есть - не устраивает, неудобно, больно, грустно или противно, и что хочется как-то иначе. А раз до сих пор иначе сделать самому не получилось, значит пора поискать того, кто может подсказать, направить, научить, помочь разобрать завалы на пути к счастью, услышать и поддержать ваш тихий внутренний голос, кто может побыть проводником к вашему личному индивидуальному счастью. Это не про рассказать о новых «нормальностях», а спросить о том, что хочет ваша душа и поддержать ее на этом пути. Это не стыдно, это естественно. Обращайтесь к психологам. И ко мне тоже обращайтесь. Я могу быть проводником к вашему счастью.