Aug 06, 2019 10:48
Я смотрел недавно лекцию по мнемотехнике. Лектор был откровенен - сказал, что при помощью мнемотехники вы будете способны запоминать ряд из тридцати слов подряд, но всё так же не сможете вспомнить, куда положили очки.
Собственно, ничего нового я из лекции не узнал, да и нужна ли сейчас мнемотехника - вопрос спорный. Когда-то она меня увлекала, я и сейчас применяю некоторые приёмы при запоминании иностранных слов. Вот куда положил очки - вопрос для меня более важный. Листочек бумаги - а теперь чаще электронный помощник, смартфон, смарт-часы, планшет решают проблемы со списками безо всякой мнемотехники. Носить же на себе каждую минуту видеорегистратор мало кто решается. А я довольно рассеян и хотел бы эту рассеянность минимизировать. Борюсь с ней давно, достиг определённых успехов, но до победного конца ещё очень далеко. Не далее, как в воскресенье вечером оставил на даче зарядное устройство и вынужден был по дороге заехать в магазин и купить новое. Потратил зря время и деньги. А ведь когда собирался смотрел на зарядку и думал, что надо не забыть взять.
Итак, какие методы я применяю. Всё зависит от ситуации.
Первый метод - чек-лист. Как пилот вертолёта для запуска двигателя и отрыва от земли должен проделать определённую последовательность, так и я стараюсь формировать чек-листы в мозгу и запускать их триггером, которым чаще всего является выход из помещения. Так, например, выходя из дома на работу я вспоминаю «ключи, деньги, пропуск, телефон, планшет, наушники». В зависимости от ситуации ещё могут быть «ключи от машины, паспорт». Я теперь очень редко забываю что-то из этого списка. Уходя с работы точно так же вспоминаю вышеперечисленное, но кроме того «окно, компьютер, кондиционер». Компьютер - выключить, окно - закрыть, кондиционер - тоже выключить. Минус в том, что иногда добавляется лишний элемент и чек-лист не помогает. Например, зонтик (который взял утром опасаясь возможного дождя и положил на работе в шкаф). Или купленное в обеденный перерыв и положенное в холодильник. Почему-то сложно заставить себя проговаривать чек-лист выходя из машины, отчего часто возвращаюсь за забытым в ней телефоном. Ещё один триггер - оплата на кассе. Четыре или пять раз я оставлял на кассе банковскую карту (последний раз - пары месяцев ещё не прошло), каждый из этих случаев был связан с тем, что я забывал включить триггер. Взять чек (чеки собираю для ведения финансового учета), взять карточку, положить карточку в кошелек, кошелек в карман или в сумку.
Второй метод - подробно представить себе всю последовательность действий. Например, мне надо сделать что-то на даче. Выходя из мастерской я представляю себе - ага, замерить, отметить, просверлить, закрутить. Надо взять рулетку, маркер, шуруповерт с двумя самыми ходовыми битами и сверлами, саморезы.
Третье - для каждой вещи свое место и стараться сразу класть предмет на это место. Например, в мастерской огромная проблема - рулетка. Непрерывность процесса - вот враг. Моя задача - отмерить, отрезать, отрезать. Я отмерил, отметил... следующая задача отрезать. Вот я уже в следующей задаче, беру лобзик, рулетку при этом совершенно машинально кладу. Куда-то. Через полчаса осыпаю ругательствами себя, где же рулетка? Конечно, я её оставил где-то там, где резал последний раз. Потому как бы не хотелось перейти к следующему действию, надо разорвать непрерывность и положить рулетку или в специально сделанный держатель в мастерской, или хотя бы в карман. Этих специальных держателей в мастерской у меня много и они реально помогают не только легко находить нужную вещь, но и сразу видеть если что-то не на месте. Паспорт держу всегда в одном и том же месте (кстати, надо его туда переложить, сегодня брал с собой, когда выходил из дома). Иеевские организаторы позволяют выделить место для мелочей.
Четвертое - минимизация отвлекающих событий. Прежде всего говорю об уведомлениях в мобильных устройствах (instant messengers) и смс-ки. Я намеренно минимизирую и количество контактов, и отключаю звуковые/вибрационные уведомления чтобы не отрывали и не отвлекали, не сбивали.
Пятое - записи. Правда, только на работе. Я веду своего рода «дневник», смесь «фотографии рабочего дня» с планированием. На каждый день - задачи (включая переходящие с прошлых дней) с подзадачами и записи - что делал, когда, с кем говорил, что решил. Очень помогает (хотя это уже не вполне о рассеянности).
Шестое - это банально. Сделать сразу как подумал, а не отложить на потом. Подумал, что надо что-то с собой взять, оторвать попу, пойти положить.
Седьмое - не стесняться прямо сказать: «я скорее всего забуду о чём ты меня сейчас просишь (например, жена звонит с просьбой что-то купить в разгар рабочего дня), перезвони ближе к концу дня, напомни».
Среди вышеперечисленного нет «золотой пули». Это только помогает мне быть менее рассеянным.