Что я прочитал. И. Бабель. Конармия

Nov 21, 2016 10:43

Страшная книга. Может быть, если бы я читал её в детстве, то увидел там героизм, удаль, размах, ветер и свист шашек в конной лаве. А сейчас я вижу войну по-другому - кровь, грязь, смерть, звериная жестокость и разрешение выпустить самое глубокое, самое звериное, то, что должно быть закрыто на замок, держаться под спудом образования и культуры. Молодой Бабель (его альтер эго в книге Лютов) очень хочет влиться, соединиться с массой казачества, стать одним из них. Никто ведь не заставлял его насильно быть среди них, сам захотел. Вообще на эту тему я не читал исследований - а она очень интересна. Как появилась, как росла и развивалась странная идея, что «простой» человек чем-то лучше культурного и образованного и последнему надо предпринимать какие-то особые усилия чтобы «слиться» с ними, «опроститься». Понятно, что идея разночинная и глубоко чужда дворянской культуре. Понятно, что растёт она из чувства вины по отношению к простому народу, пребывавшему в самом скотском и забитом состоянии. Но здесь не могло обойтись и без христианской составляющей - ведь не только жалеть, просвещать и помогать, но искать в них какие-то «глубины», представлять образование как нечто «портящее», «неестественное». Идея, если вдуматься, самая идиотская. Образование и воспитание, может быть, не сделают человека лучше в нравственном плане, но они, как минимум, научат его вести более-менее прилично, а если есть тяга к саморазвитию - предоставят образцы. Но нет же, должен классический русский интеллигент-разночинец (даже если это одесский еврей) пытаться найти какие-то аламзы в очень бедной руде.

Они ни в грош не ставят человеческую жизнь, они за годы Мировой и Гражданской войны озверели до последней степени, они презирают любого, не входящего в их сословие - зачем тебе туда? Что ты там пытаешься найти? Верхом хочется научиться ездить так, чтобы казаки не оглядывались?

Интересно, что идея эта пережила СССР и сейчас ещё вовсю противопоставляют «простых работяг» с условного Уралвагонзавода «зажравшимся креаклам».

«Креакл» Бабель окунулся в помойную яму и как ни старался найти там изысканные ароматы, как ни пытался восхвалять, как ни пытался подогнать себя под эту среду - книга вышла страшной. И не зря так нападал на неё Будённый. Просто настоящий талант сломить себя до конца не сможет. И потому Бабель в конце жизни вынужден был замолчать. А современные «Лютовы» наступают на те же грабли, пытаясь найти что-то героическое в разных Моторолах.

аудиокниги

Previous post Next post
Up