Отличительной чертой осознания Победы как ценности для живущих сегодня является то, что мы постоянно находимся в процессе их осмысления. Причём происходит это через познание себя. И каждый год мы открываем для себя новую грань, новый аспект этой ценности. Поэтому каждый День Победы на протяжении уже нескольких лет мы празднуем несколько по-новому. Через понимание того подвига русское общество, Русский мир сегодня обретают себя.
Каковы причины обретённой новизны восприятия ценности Победы?
Вполне очевидно, что стимулом к процессу осознания стало освобождение от рамочных шаблонов советского агитпропа, сделавших восприятие этого события фактически мифологическим. Вернее, в первые годы освобождения от советских стереотипов ценностные категории Победы, наоборот, сдвинулись в категории бессознательного.
Для людей, находившихся в эпицентре крупнейшей геополитической катастрофы двадцатого века, Победа стала единственным подсознательным символом ещё ощущавшейся, но уже не существовавшей по факту общности. Истоком права быть вместе. По сути, празднование 9 мая в те годы стало символом протеста разрушению сложившейся после войны общности, а в России ещё и формой народного сопротивления развалу страны в 1990-е годы. В те годы, преодолев рецидивы советского обрядового официоза, русская молодёжь признала ценности, воплощённые в празднике, «своими», и День Победы обрёл смысл праздника возрождения. Те ценности, которые он воплощал, обрели новую силу. Можно сказать, что именно вокруг них шло переформатирование русского общества и всего Русского мира. Переформатирование, итогом которого стало воскрешение России в 00-е годы двадцать первого века.
Однако возрождение Праздника Победы через превращение его ценностей в подсознательные, а скорее бессознательные, понимание их как символа стало ловушкой, в которую мы попали сегодня.
Пересмотр истории, начавшийся в Прибалтике и распространившийся по всей Восточной Европе, а теперь пускающий ростки и в Западной, стал новым вызовом. Если перефразировать Пушкина, фальсификаторы разъяли историю как труп. Белое стало чёрным. Каждому русскому человеку понятна искренность слов Дмитрия Медведева, что бороться с этим просто «противно».
А надо ли? Может, проще закрыть эту тему, произнеся вроде бы разумные слова о том, что прошлое - это удел историков, а отношения надо строить с чистого листа. В этом случае ценности Победы девальвируются до внутрироссийской ритуальной мифологии. Для русского народа это будет равносильно самоустранению из исторического процесса.
Для противодействия фальсификаторам недостаточно простой веры, бессознательного ощущения ценностей. Воюют умением - знанием. Да, мы сегодня должны, преодолевая отвращение, именно доказывать наши ценности, а это значит - чётко осознавать их уже на логическом уровне. Отсюда и стремление к познанию их через самопознание ценностей для себя лично.
Если же говорить о том, как этот процесс происходил в этом году, то я заметил одно отличие этого Дня Победы. В отличие опять же от советской и ранней постсоветской традиции, в которой Отечественная война была коллективным подвигом народа, в этом году, говоря о Победе, люди часто вспоминали о роли в ней своих близких, об их воспоминаниях. Это заметно и на страницах нашего экспертного клуба, и в блоговой записи Дмитрия Медведева. Вместо национализации ценностей Победы, которую можно было усмотреть в прошлом году, начался процесс её персонификации. Дмитрий Медведев достаточно точно резюмировал его итог в ощущении себя как современника тех, кто свершил Подвиг спасения человечества. По сути, начался процесс превращения Победы в родовую ценность. Происходит качественная переквалификация восприятия ценности из коллективной, формирующей личность, в личностную - основу коллектива единомышленников, в котором каждый осознаёт ценность Победы для себя лично исходя из родовых ценностей. Русские как нация перестали держаться за ценности Победы как за спасительную соломинку, а стали превращаться в действительных наследников Победы, а такое сообщество может дать качественно новый ответ попыткам фальсификации и уничижения универсального характера ценности Победы сегодня.
Дмитрий Кондрашов
"Балтийский мир" №2 2009