События начала ХVII века фактически представляли собой гражданскую войну, в которой одна часть общества, достаточно разнородная по своему социальному составу (служилые люди «по отечеству» и «по прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казачество, беглые холопы, крестьяне и даже представители боярства), выступила против другой, не менее пёстрой в социальном отношении. При этом между ними не существовало непроходимой грани и даже происходил своеобразный обмен «кадрами». Значительная же часть населения, в качестве пассивной массы, страдала от действий как той, так и другой группировки.
К лету 1606 года в России не осталось ни наследников Рюриковичей, ни наследников Годуновых. Престол же пустовать не мог, и боярство после недолгого совещания отдало его боярину Василию Шуйскому. Избрание Василия Ивановича Шуйского царём не было всенародным волеизъявлением. В отличие от Годунова, избранного Собором, Шуйский взошёл на престол на гребне одного лишь московского восстания и был утверждён Боярской думой. Это вызвало недовольство со стороны населения других городов, воспринявших Шуйского узурпатором. Многие части России не согласились признать его, и начались восстания, самым значительным из которых было восстание Болотникова.
Летом 1607 года появился «чудом спасшийся царь Дмитрий», вошедший в историю как «Тушинский вор». В июне войско самозванца подступает к Москве, но, не имея достаточно сил, чтобы взять город, располагается станом в селе Тушино (1607-1610), на левом берегу Москвы-реки. Некоторые вельможи, не веря в прочность положения ни того, ни другого царя, постоянно меняли подданство, за что получили прозвище «перелётов». На помощь тушинцам в охваченную восстаниями и войнами страну для проведения классической «миротворческой операции» по принципу «порядок и стабильность» приходит 20-тысячный отряд поляков.
После трёх лет стояния под Москвой и неудачной осады Троице-Сергиевой лавры поляки разуверились в возможности найти в России силы, на которые можно было бы сделать ставку, и перешли к самостоятельным действиям. Польские войска осаждают Смоленск, Лжедмитрий II лишается их поддержки, занимает антипольскую позицию и бежит в Калугу, где и погибает, а боярский царь Шуйский низложен своими боярами и передан полякам.
Оккупировав часть России и подчинив оккупировавший Москву отряд Сапеги, король Польши Сигизмунд предлагает новую кандидатуру на трон: своего сына царевича Владислава. И Русь присягает иноземному королевичу. Тут стоит отметить важный момент, что Владислав даже не был поляком - его отец Сигизмунд происходил из шведской династии и был призван и выбран на польский трон. То есть Владислав был как бы профессиональным королём. Явление в средневековье достаточно распространённое. Обычно такой призванный профессиональный государь принимал веру и обычаи призвавшей его страны и отстаивал её интересы. На Руси, несмотря на легенду о призвании варяга Рюрика, к этой традиции относились негативно, предпочитая природных государей, но надежда обрести мир и незапятнанную грехом и предательством законную власть была настолько велика, что русские люди согласились на кандидатуру иноземца.
Однако Владислав так и не прибыл на свой престол в Москву. Россияне начинают понимать, что речь идёт не о польском королевиче на русском троне, а о присоединении России к унии Польши и Литвы, с последующим заключением церковной унии с Папским престолом. Противник церковной унии патриарх Гермоген был брошен поляками в застенок. Оплот русского православия Троице-Сергиева лавра осаждена войсками Сапеги. Таким образом, Россия в итоге Смуты оказалась перед реальной угрозой потери государственности и веры. Осознание этой опасности и стало тем пределом, после которого у русских людей проснулось гражданское сознание.
На историческую сцену России выступает новая сила - созданные Иваном Грозным земства. Фактически всё время Смуты именно земства обеспечивали управление страной. На сколько это было возможно, функционировали суды, охранялся порядок, собирались подати хотя бы на свои собственные нужды. Однако до тех пор, пока смута была внутринациональным делом, земства не проявляли политической воли на уровне государства. Пока не шла речь о потере государственности и религии, русские люди соглашались присягать и выборному царю, и самозванцу, и боярскому царю, и иноземному королевичу. Но, когда стало понятно, что политический класс - бояре, дворяне и прочий служилый люд - не способен выполнять свою главную задачу - сохранение государства, земства свершают первую в истории России революцию.
Вняв призыву патриарха Гермогена к защите православной веры и государства Российского, рязанский воевода Пётр Ляпунов, князья Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, ранее присягнувшие Владиславу, собрали первое Земское ополчение. 3 марта 1611 года войско народных ополченцев выступило из Коломны к Москве. В ответ 19 марта поляки, чтобы обезопасить свой тыл, жестоко расправились с москвичами, симпатизировавшими ополчению, и сожгли город. Весть о разорении Москвы потрясла всю страну. Силы патриотов умножились, боевой дух и ненависть к врагу усилились. Вскоре в руках ополченцев оказалась почти вся столица за исключением Китай-города и Кремля - там, в осаде, оставались интервенты и их пособники.
30 июня 1611 года начался «ратный собор», в котором приняли участие казаки и земские ополчения. И тут произошло невероятное - было решено, что никакого царя России выбирать не надо. «Приговор» ратного собора, который был составлен Прокопием Ляпуновым и подписан представителями двадцати пяти земств, провозглашал верховной властью в стране «всю Землю», то есть Земский собор. Ляпунов был назначен старшим военным диктатором, «всего московского воинства властителем», соправителями Ляпунова были избраны Д. Трубецкой и представитель казачества И. Заруцкий. Так, в 1611 году Россия впервые была провозглашена федеративной республикой. Впрочем, провозглашение республики в условиях Смуты было явно неуместным. Учредители республики сами ещё не были готовы к демократии. Соправители Ляпунова остались недовольны итогами выборов. В итоге против него был организован заговор. Заговорщики распространили ложные слухи об измене П. Ляпунова и тем самым вызвали возмущение казаков. На общем сходе казаки выступили против воеводы и убили его. Это привело к распаду первого ополчения, а Москва опять полностью перешла под контроль польских оккупантов. Первая российская революция сошла на нет, но она свидетельствует о том, что перед угрозой потери государственности уже прочно укоренившаяся традиция самоуправления трансформировалась в новое качество - народовластие. На Руси появилось гражданское общество. Поэтому движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами.
Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Шиши (партизаны) отдельными отрядами повсеместно дрались с врагами. Духовенство старалось всеми средствами благочестия ободрять народ. В разных городах, в знак покаяния, для умилостивления Божия гнева, налагались особые строгие посты, совершались молебны о спасении Отечества, ходили утешительные вести о разных видениях и откровениях с целью поддержать падающий дух народа; троицкие (Троице-Сергиевской лавры) власти рассылали свои призывные грамоты одну за другой. Но в народном противодействии не было уже ни порядка, ни определённого плана. Всё шло врознь. Начало распространяться уныние и недоверие к собственным силам. Такими словами описывает ситуацию историк Н. Костромаров. Так, когда в Нижнем Новгороде, в соборной церкви, прочитана была грамота троицких властей, народ, прослушав её, пришёл в умиление, плакал над погибелью государства, но выражал отчаяние такими словами: «Верно нам не будет избавления! Чаять нам большей гибели». Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил перед народом выборный нижегородский земский староста Кузьма Минин. На всенародной сходке у собора он говорил народу: «Буде нам хотети помочи Московскому государству, ино не пожалети животов своих; да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы свои продавать, и жёны и дети закладывать; и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником».
Заручившись поддержкой народа и согласием князя Пожарского возглавить новое ополчение, глава местного самоуправления Нижегородской земли гражданин Кузьма Минин сформировал всероссийскую политическую программу:
Во-первых, действовать не порознь, а всей землёй, «купно за едино!».
Во-вторых, не избирать на престол иноземца-иновера, но - только русского царя истинной православной веры.
В-третьих, голыми руками Москву не взять, а значит, нужны средства на вооружение и продовольствие.
Нижегородский сход избрал К. Минина первым помощником воеводы Д. М. Пожарского - «выборным человеком всею землёю». Духовенство дало благословение.
По «мирскому приговору» Нижнего Новгорода земский староста Минин обложил всех пятою деньгою, то есть отбирал пятую часть достояния на земское дело. Для этого избраны были оценщики имущества. Не допускалось ни льгот, ни отсрочек. Кто скупился, у тех отнимали силою. С каждого хозяина, торговца ли, ремесленника, пахаря, монастырского настоятеля взималась «пятая деньга», а позже и «третья». Иностранцы отмечали особую жестокость тех полномочий, которыми наделили нижегородцы Минина, и то, с какой суровостью он обходился с теми, кто наделил его этой властью. Говоря современной терминологией, в поведении нижегородцев можно усмотреть некий садомазохизм. Очевидно, так и было. Возможно, народ сам на себя наложил суровое наказание - епитимью за безмолвие в десятилетие Смуты, за безразличие к судьбе Отечества.
Сборщики Минина не спускали ни попам, ни монастырям. Неимущих людей отдавали в кабалу тем, кто за них платил. Но были такие, что давали охотно и больше. Как гласит предание, одна вдова принесла сборщикам десять тысяч рублей и сказала: «Я осталась после мужа бездетною, у меня двенадцать тысяч: десять отдаю вам, а две себе оставляю!» Сумма по тем временам была огромная - деревня стоила 150 -200 рублей, а на десять тысяч можно было несколько лет содержать многотысячный корпус иноземного строя.
За кратчайший срок Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский добились, казалось бы, невозможного. С октября 1611 по март 1612 года в Нижнем Новгороде формируется общерусское ополчение. К нижегородцам пришли дети боярские из Арзамаса, пришло рязанское ополчение и войска Касимовского ханства. Под стяг Пожарского, кроме посадских людей, встали смоленские, вяземские и доргобужские стрельцы, пришёл даже отряд сибирских татар. Под одними знамёнами собрались русские, татары, черемисы, башкиры и множество иных российских народов. И православные, и мусульмане. Купцы и бывшие разбойники, аристократы и простолюдины… В начале марта 1612 года Народное ополчение выступило из Нижнего Новгорода в Ярославль.
В конце марта в Ярославле появилась вторая в истории Российская федеративная демократическая республика - Минин и Пожарский создают Земский совет всей земли Русской, принявший полноту власти в государстве. При этом Минин получает звание выборного от всей земли Русской, а князь Пожарский фактически принимает на себя обязанности главы правительства. Минин и Пожарский, трудясь в поте лица, воссоздают органы государственного управления - приказы, суды, армию. Перед выступлением на Москву суверенитет Российского государства был восстановлен на значительной его территории. Как сейчас принято говорить, тандемократия Минина-Пожарского оказалась весьма эффективной и сохранялась до передачи власти законному государю, избранному волей народной - Земским собором.
27 июля Народное ополчение выступило из Ярославля на Москву, и 26 октября (по старому стилю) оккупанты, засевшие в Московском Кремле, капитулировали. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. В конце февраля следующего года собирается Земский собор, представляющий интересы всех россиян, максимально легитимный учредительный орган, который и избирает царём Михаила Романова - основателя новой русской династии.
Смута, бушевавшая десятилетие, унесла половину населения, московские владения и народ подвергались страшной разрухе и гибели от внутренних и внешних сил. В борьбу были втянуты все слои московского общества от князей, бояр до холопов включительно. Все хотели и стремились извлечь из Смутного времени свои выгоды. Князья и бояре - возвратить своё прежнее положение, отнятое у них московскими царями; крестьяне и боярские холопы - облегчить свою участь от закабаления бояр и князей. Все группы, формировавшиеся вокруг претендентов на власть, предлагали свои программы и традиции обустройства земли Русской. В случае их победы Россия могла стать боярским царством, шляхетской республикой, казацкой ордой или же сословной монархией, но очевидно уже никогда бы не стала империей. Но в огне Смутного времени силы, ставившие себе частные, а не общегосударственные цели, потерпели поражение.
Те же, кто осознали свою ответственность за страну, смог сформировать свою русскую уникальную политическую и ценностную традицию, сочетавшую историческую преемственность с волей гражданского общества, взявшего на себя труд в восстановлении державы. Донские казаки, служилое дворянство, боярские дети и горожане осознали себя гражданами государства и составили главные силы, поднявшие борьбу за восстановление законной династии, выдержавшие борьбу против засилья боярства, очищения земли от иноземцев и восстановившие закон и порядок в государстве Российском. С возросшим значением из Смуты выходили донские казаки, служилый московский класс, торговый люд и духовенство. Эти слои составляли средний класс и стремились к установлению общегосударственной власти, защищавшей интересы не отдельных классов, а всего народа. В результате после Смутного времени совершенно изменилась государственная организация и социальный быт Московского государства, Россия повернула на свой путь - путь всенародной монархии, путь великой империи.
Россию ожидали и, наверное, ожидают другие смутные времена, поэтому сегодня, когда мы уже выходим из очередной смуты, обретаем свои новые традиции, праздник, посвящённый подвигу российского Земского ополчения, праздник в День Казанской иконы Богоматери - не только напоминание нам о нашем гражданском долге, но и идеологическое послание российской власти россиянам и всему русскому народу, призыв к развитию и совершенствованию гражданского общества.