Демография и пенсионная система.

Mar 27, 2022 13:23


При первобытно-общинном, рабовладельческом и феодальном строе не существовало демографических проблемы. И вожди, и рядовые члены общества четко понимали, что уровень их жизни в старости напрямую зависит от числа, способностей и уважения их детей. Ведь ни пенсий, ни банков, ни постоянной охраны не существовало. Пенсий никто не платит, деньги и запасы хранить без охраны невозможно, а своя собственная дружина уважает только физически сильного хозяина. По этой причине воспитанию своих чад уделялось должное внимание, было стремление передать свой жизненный опыт подрастающему поколению, а рождаемость была такой на высоте, что с нема-лой лихвой компенсировало большую детскую смертность.

Проблемы с демографией во всех развитых странах впервые появились с возникновением банков и пенсионных систем при капитализме в XIX веке. Капиталист помещает часть своего дохода в банки и надеется, что накопленного капитала хватит на безбедную старость. Яркими представителями этой популяции являются так называемые “рантье”. Величина их капитала, помещенного в банк такова, что позволяет им достойно прожить остаток жизни только на банковские проценты от этой суммы. Для многих - это является основной целью в жизни. Понятно, что в этой схеме нет экономической нужды в продолжении рода. Капиталист надеется только на приобретенный собственный капитал и его относительную сохранность в период старости.



С другой стороны, при капитализме большая часть рабочих не в состоянии, ни накопить свой собственный капитал, ни содержать многочисленных детей, ни дать им достойное образование. В этих условиях заботу о его старости берет на себя капиталистическое государство. Ведь капиталисту выгодно иметь безропотного рабочего, который не беспокоился бы за свою жизнь в старости. Банкиру выгодно иметь в своем распоряжении так называемые “длинные” пенсионные деньги. Рабочему кажется, что ему выгодно обеспечивать свою старость, отдавая часть своего заработка в пенсионный фонд. Для решения всех этих задач и была создана пенсионная система. Понятно, что эта схема также не предусматривает необходимость в детях. Величина пенсии при капитализме не зависит от их числа, уровня воспитания и образования. В лучшем случае она зависит только от величины отчислений в пенсионный фонд.

Таким образом, ни капиталисты, ни рабочие не имеют экономического интереса в продолжении рода. Дети в этих условиях лишь дань традиции и могут рассматриваться только как атавизм животных инстинктов.

Социалистическая пенсионная система только ухудшила создавшееся положение. Уравнительная система оплаты труда, не стимулирующая наиболее производительный труд, усугубляется еще более уравнительной величиной пенсий. К тому же, социалистическое государство разорвало связь пенсионера с заработанными им деньгами. Пенсионные отчисления попадают в единый государственный бюджет и произвольно перераспределяются на различные государственные нужды. В результате, пенсии выплачиваются не из прошлых накоплений пенсионера, а из общих доходов бюджета, в том числе, из текущих пенсионных отчислений работающих. В этих условиях не надо особо заботиться не только о наличии детей, но и о величине своего заработка. Все равно, минимальная величина пенсии мало отличается от максимальной (без учета “персональных пенсионеров”).

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги (демографию). Что же требуют законы демографии.

Для простого воспроизводства необходимо, чтобы одна пара мужчины и женщины имели в среднем не менее 2,2-2,3 ребенка (0,3 это средняя смертность детей до достижения ими детородного возраста).

Известно, что рождаемость в развитых странах неуклонно сокращается. Это нам пытаются объяснить повышением культурного уровня населения в этих странах. Дескать, туземцы обзаводятся многочисленным семейством только от безделья. А куда деть Д.И. Менделеева, который был тринадцатым ребенком в семье. Куда деть прослойку населения развитых стран с очень высокими доходами. Статистика отмечает, что у них рождаемость выше средней. Объяснение этих фактов лежит на поверхности. Если население обеспечено развитой пенсионной системой, оно обречено на вымирание. Ведь у каждого отдельного индивида нет экономических оснований обзаводиться детьми, потому что в старости он будет обеспечен достойной пенсией.

Рассмотрим пример России. Вот демографическая ситуация на 2004 год.



Сайт http://demoscope.ru

С древних времен на Руси, а потом в России, считалось нормальным иметь в семье более десяти детей. Трудные условия жизни, суровый климат, окружение многочисленных вражеских племен и государств способствовали этому. Слишком много детей могло погибнуть. Надо, чтобы хоть кто-то из них остался жить. Такая ситуация сохранялась в стране до начала XIX века. То есть, до возникновения капитализма. С этого момента рождаемость в России начинает снижаться. Однако до отмены крепостного права в 1861 году снижение рождаемости было очень мало. Как не странно, население России в этот момент резко возрастает. Незначительное падение рождаемости перекрывалось резким увеличением продолжительности жизни в этот период. Появление общественной медицины и упорядочивание существования населения весьма способствовали этому.

С 80 годов XIX века в России происходит бурный рост промышленного производства. Наконец-то вводится пенсионная система для большинства рабочих. В этот же период происходит заметное снижение рождаемости. Пятеро детей в семье рабочего становится нормой. В то-же время, крестьянство живет по старинке. Рождаемость в крестьянских семьях не падает. Пенсий у них нет, а голодные годы регулярно повторяются. Только численность сельского населения постепенно уменьшается, а новые города возникают и растут как на дрожжах.

С 1913 года примерно до тридцатых годов двадцатого века в России происходят такие великие пертурбации, что проследить взаимосвязь рождаемости с пенсионной системой практически невозможно. Можно только отметить, что “великий перелом” и “индустриализация всей страны” привело к резкому снижению численности крестьянства и росту городского населения. Советские крестьяне, по-прежнему остаются без пенсионного обеспечения, но “гегемон революции” и многочисленные “совслужащие” обеспечиваются гарантированной государственной пенсией. Результат - дальнейшее снижение рождаемости. К пятидесятым годам двадцатого века рождаемость в российских славянских семьях достигает уровня простого воспроизводства, то есть, 2,3 ребенка на семью. Численность славянского населения СССР перестает расти. Замедляющийся рост населения обеспечивается рождаемостью в неславянских семьях, которая также снижается, но не в такой степени. В шестидесятых годах советские крестьяне также начинают получать пенсии. К моменту своего краха в Советском Союзе население практически перестало расти, а численность граждан славянской национальности начало снижаться.

Почему рождаемость в неславянских семьях снижается меньше чем в славянских? К счастью для них, в большинстве таких этносов сохраняются феодальные отношения. По мнению граждан таких этносов, величина советской пенсии не обеспечивает достойной старости на фоне дополнительных незаконных доходов большей части населения на этих территориях. Единственный выход - родить побольше детей, чтобы перед соседями не будет стыдно.

Перестроечные пертурбации ничему не научили homo soveticus. Слишком велика вера в гарантированное государственное обеспечение. Слишком мало надежд на достойное будущее своих детей. Рождаемость в славянских семьях достигает невиданно малых величин - около 1,4 ребенка на семью. Стремительно нарастает депопуляция этого, когда-то большого, контингента. В настоящее время на одного пенсионера  приходится 1,7 граждан работоспособного возраста. Через десять лет это соотношение будет один  к одному. С учетом граждан не занятых производительным трудом реально получается “один с сошкой, семеро с ложкой”.  Кормит нас, в основном, нефтегазовая труба, и нынешние пенсии из той же соски. Что же будет, когда ее у нас отберут?



Наоборот, в ходе перестройки рождаемость в семьях национальных меньшинств начала возрастать. В них еще помнят, что чем меньше пенсия, тем больше детей надо рожать. Да и сам вид умирающего гиганта резко увеличивает активность мелких хищников. Крупные тоже поглядывают.

Каковы возможные пути спасения?

Сейчас остается слабая надежда, что Россия сможет каким-то образом возродиться. Много страшных напастей уже было в ее истории, и каждый раз Россия буквально восставала из пепла. Однако с такой бедой русский народ еще не встречался. Только экстренные жестокие меры могут дать шанс на спасение. Дай Бог, чтобы за это время крупные хищники не сожрали нас.

Оставим пока в стороне идейные, политические, военные и другие неотложные задачи. Что можно сделать для увеличения рождаемости? Ведь эту проблему надо решать при любом будущем государственном устройстве.

1. Без совершенно новой яркой идеи общественного устройства России нечего и рыпаться. Не веря в светлое будущее, никто рожать не будет.

2. Чтобы был стимул рожать и воспитывать детей, надо чтобы величина пен-сии напрямую зависела от численности и успешности детей. К тому же, сами дети будут иметь стимул лучше  трудиться, если будут знать, что социальный налог с его заработка идет непосредственно его родителям, а не обезличится в различных фондах. Конечно, вводить такую систему надо очень осторожно и постепенно.

В будущем, вероятно, можно запретить существование каких-либо пенсионных фондов. Хочешь иметь достойную старость - рожай и воспитывай побольше детей. Пусть они о тебе и заботятся.

3. Для бездетных по медицинским причинам - возможность усыновления си-рот. Для принципиально бездетных или малодетных граждан - налог на бездетность и гуманитарная пенсия ниже всяких минимумов. Для хитрых рантье - ежегодный прогрессивный  во времени налог на денежные сбереженья и ценные бумаги.

Побочный эффект пенсионной системы - постепенное отмирание брачных отношений. Вероятно, в будущем, при наличии многочисленных детей, браки вновь возродятся. Однако на переходный период должны быть приняты самые суровые законы, защищающие экономические, жилищные, образовательные и другие права женщины и ребенка. Недостойное содержание своих детей должно вызывать немедленное общественное порицание, подкрепленное экономическими санкциями в пользу ребенка.

Да поможет нам Бог.

Procurator

Next post
Up