Feb 19, 2013 23:35
Находясь в каком-то немного бредовом состоянии, я задумался о том, в чем главная проблема музыки в России. Только не надо мне Захара Борисыча цитировать, я с ним согласен. Но он мысль не развивает. Не идет дальше простой мысли, что "главная проблема музыки в России - это лично ты, потому что ты слушаешь говно". Верно! Но почему говно-то? Почему слушаешь? Почему его кто-то пишет-то, наконец?
Мне кажется, что дело тут не в шансоне, не в министерстве культуры, не в радиостанциях, а в том, что Россия - страна унылых людей. Мы все тут очень унылые, и поем унылые песни. Соответственно, и слушаем их же...
Унылая песня не может быть хорошей. Песня может быть грустной, трагичной, печальной, глупой, смешной, политически ангажированной, жизнеутверждающей или призывающей к смерти - любой и, вместе с тем, одновременно хорошей. Но унылой и хорошей одновременно - никак. Не бывает такого. Вспомните свои любимые песни - они наверняка буду любыми какими угодно, но никак не унылыми.
Давайте, на примере Земфиры, которую все сейчас обсуждают после выхода нового альбома. "Прости меня, моя любовь" и "Хочешь (Пожалуйста, не умирай...)" - песни, разумеется, не из веселых и оптимистичных, но уныния в них ни грамма. Добавляем к отсутствию уныния профессиональное исполнение и производство трека - и вот она как минимум неплохая песня. А два главных "хита" нового альбома "Деньги" и "Без шансов"? "Что такое деньги, всем нужны деньги, а что такое деньги, всем нужны деньги..." "Без шансов, без вариантов, безотносительно именно к вам..." Братцы! Это же очень уныло! Крайне уныло! И ничто уже не спасает.
Откуда же это уныние? Увы, есть подозрение, что это общее свойство русского характера откуда-то очень издалека. Давайте вспомним русскую классическую литературу. Не кажутся ли вам унылыми Евгений Онегин и Татьяна Ларина? Мне кажутся. А Раскольников с князем Мышкиным? А Чацкий не унылый ли зануда? И обратите внимание, не унылые персонажи такого искрометного романа как "Мастер и Маргарита" либо вообще лишены национальности (нечистая сила), либо вызывают сомнения по части пятой графы (Маргарита), а, скажем, сам Мастер уныл чуть менее чем полностью и писал он такую же унылую книгу.
Да что там! Давайте вспомним очень унылого (даже внешне) писателя Максима Горького, его "Старуху Изергиль":
" - Что ты не пошел с ними? - кивнув головой, спросила старуха Изергиль.
Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и
слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила
костями.
- Не хочу, - ответил я ей.
- У!.. Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны...
Боятся тебя наши девушки... А ведь ты молодой и сильный…"
В точку! Только Гоголь писал не уныло, так он и не русский, если уж на то пошло.
Но литература - это другая история. Более-менее крупная форма может себе позволить многое, в том числе и грех уныния, потому что за счет своего объема у нее есть шансы брать читателя чем-то другим. В такой мелкой, сжатой форме как песня этого себе позволить нельзя. Не работает тогда песня. Началось уныние - все пропало.
И дело не в шансоне. В конце концов, "Гоп-стоп" - отличная песня, которую я с удовольствием слушаю. Так же как и "Мурка". Да и у Высоцкого много примеров отличного блатняка. Отличного, потому что не унылого. А Стас Михайлов - это очень уныло. Увы.
Музыканты! Перестаньте писать унылые песни!
музыка,
философия