За четыре часа уже достаточно много ответов собралось. Вполне достаточно для определенных выводов.
Итак ответ на
"математическую головоломку" такой:
III = III + III
превращается в
III = III = III
Это абсолютно корректное математическое равенство, хотя и тавтология.
Теперь о сути задачи.
Понятно, что каждую задачу можно решить двумя способами: анализом и догадкой. Данная задача специально сформулирована таким образом, чтобы подтолкнуть испытуемого к аналитическому пути решения задачи. Само слово "математическая" уже подталкивает к тому, чтобы анализировать, пытаясь найти решение. Кроме того, более простая задача, которая дается "для объяснения идеи", тоже подталкивает к тому, чтобы пытаться, проанализировав написание цифр слева из справа от знака равенства, подправить что-то в этих цифрах для получения математически верного равенства.
Проблема в том, что эта задача так не решается. Решается она после догадки вида "Ага! Так знаки математических операций тоже из палочек! Ну-ка, ну-ка..." У кого-то эта догадка происходит настолько быстро и легко, что этот момент догадки даже не фиксируется сознанием. Такие люди обычно моментально дают правильный ответ. А кому-то требуется несколько аналитических стадий, чтобы эта догадка произошла. В чем причина?
Причина в том, что анализом в мозге человека занимается левое полушарие, а догадками правое. Я немножко упрощенно, конечно, рассказываю для краткости, но суть именно такова. Пока левое полушарие ищет аналитический путь решения, перебирает варианты, разбирает все на детали, пытается найти какую-то логику, правое полушарие помалкивает. Для того, чтобы догадка случилась, левое полушарие либо изначально должно помалкивать, либо должно зайти в тупик со своим анализом и замолчать в ступоре, поняв, что больше вариантов нет. И тогда в дело вступает правое полушарие, которое как раз и отвечает за все то, что не очевидно для строгого скрупулезного анализа, за всякие неочевидные связи, за ассоциации, воображение и всякий креатив. Тогда как раз и происходит это самое "Ага!"
В чем практический смысл этого? Такие простейшие вещи иллюстрируют то, каким образом себя можно ввести в состояние творческого, креативного прорыва, вдохновения, интуиции: надо заставить левое полушарие заткнуться на некоторое время. Управлять этим процессом не так просто, как рассказывать об этом. Скажем, человек изначально склонный к аналитическому подходу неизбежно берется за эту задачу в режиме анализа, и делает в этом режиме несколько итераций. Но, тем не менее, есть способы ввести себя и в другое состояние, даже если ты изначально не являешься интуистом. Например - завести свое левое полушарие в аналитический тупик и дать время правому полушарию подключиться. Собственно, история Архимеда и его "эврики" - история как раз об этом способе. Причем, то, что он, зайдя в тупик с напряженным мыслительным процессом, пошел принять в ванную - это тоже неспроста, потому что это отвлекающее и расслабляющее действие стимулирует именно правое полушарие. Но это все отдельная большая тема...
Какой же вывод я сделал из ваших ответов? Ну, во-первых, все молодцы. Подавляющее большинство дали правильный ответ, хотя не все сразу. Даже те, кто до правильно ответа не добрались, как минимум, поняли, что головоломка требует какого-то нешаблонного подхода. Это говорит о том, что меня читают люди с достаточно развитым творческим мышлением и воображением, что, впрочем, не удивительно. 8))) Было несколько крайне оригинальных идей, которые мне в голову не приходили вообще! 8))
Кстати, я подозреваю, что те, кто вообще не смогли ответить, просто не дали себе труда на самом деле завести свое левое полушарие в тупик, либо не дождались, когда подключится правое после того, как левое впало в ступор. Задача эта для левого полушария не решаемая, а для правого - элементарнейшая.